Сообщество "Этика Бизнеса"

 

05.08.2014

Истинная цена взятки


В ноябрьском номере Forbes за 2013 год был опубликован материал о новом исследовании, раскрывающем реальную стоимость взяточничества для компаний. Повсеместное использование взятки как бизнес-инструмента, к сожалению, уже ни у кого не вызывает удивления. По данным Transparency International в 2012 году более чем каждый четвертый человек в мире дал взятку. Всемирный банк оценивает предложение взяток по всему миру в один триллион долларов ежегодно.

С одной стороны, в эпоху глобализации дача взятки становится конкурентным преимуществом. Исследования Пола Хили (Paul M. Healy) и Джорджа Сирафейма (George Serafeim) из Гарвардской школы бизнеса подтверждают факт, что бизнес компаний, которые только начинают выстраивать систему антикоррупционных мер, растет медленнее, чем у тех, кто с коррупцией не борется, особенно в регионах, где взяточничество фактически является нормой делового оборота. Но с другой, как говорят сами исследователи, до сих пор не было четкого представления о том, чем такое поведение реально обернется для компании.

В своем исследовании «Конкурентоспособность компаний и обнаружение взяточничества» Сирафейм изучал влияние взятки на операции компании с точки зрения четырех факторов конкурентоспособности: внешних деловых связей, взаимодействия с регуляторами, публичной репутации и морального духа работников. Каждый из этих факторов имеет серьезное значение для положения фирмы в конкурентной среде. Он предположил, что степень вреда буде зависеть от трех факторов: от того, кто инициировал выплату, как это было обнаружено и того, как компания отреагировала на факт раскрытия взятки.

Результаты исследования удивили самого автора. Оказалось, что самая большая проблема заключается не во влиянии взятки на репутацию компании и не в головной боли из-за нарушения законодательства. Наиболее значительное негативное влияние взяточничество оказывает на моральный дух сотрудников. В ходе исследования были проанализированы данные судебной практики компании PWC, которая ежегодно проводит опросы тысяч своих клиентов. Сирафейм взял результаты опросов 2009-2011 годов, в ходе которых около 10% респондентов  (почти 500) анонимно ответили, что их компании были вовлечены в инцидент, связанный со взяточничеством. Много респондентов, имевших дело с коррупцей, работали в странах, как пишет Forbes, «известных своим терпимым отношением ко взяткам, таких как Россия, Украина и ЮАР». Но также были фирмы из Австралии, Великобритании и США, где взяточничество менее распространено, но по-прежнему существует. Это подтверждает тот факт, что взяточничество как явление распространено во всем мире, хоть и в разной степени. «То, что в экономически развитом мире взяток не существует, это миф» - цитирует журнал автора исследования.

Также выяснилось, что наши предположения о влиянии взятки на деятельности компании имеют мало общего с реальностью. Респонденты отвечали, что в случае обнаружения факта взятки репутация их компании пострадает больше всего, но те, кто действительно сталкивался с этим, указывали, что наиболее негативное влияние взятка оказала на моральный дух трудового коллектива.

Почему же моральный дух работников так важен? Forbes ссылается на результаты исследований, демонстрирующих прямое влияние этого фактора на показатели деятельности компании, в том числе и на доходность акций на фондовом рынке. В качестве примера журнал приводит данные консалтинговой компании Sirota, которая опросила 13,6 миллионов сотрудников 814 компаний и выявила следующую корреляцию. Стоимость акций компаний, в которых более 75% членов трудового коллектива выразили «полную удовлетворенность своей компанией», росла более интенсивно, чем в компаниях низкими показателями удовлетворенности персонала. В компаниях с высоким уровнем удовлетворенности рост стоимости  акций в среднем составил 15,1% с 2011 по 2012 год в сравнении с повышением на 4,1% в компаниях с низкими показателями удовлетворенности. 

Результаты исследования Серафейма также показывают, что взяточничество может навредить компании даже в случае, если факт не стал известен за пределами организации. Автор исследования замечает, что такую информацию очень трудно сохранить в тайне внутри одной группы людей в компании, ведь работники общаются между собой и передают информацию. 

Было также выявлено, что степень влияния взятки на все четыре фактора конкурентоспособности зависит от того, кто дал взятку, кто ее обнаружил и как компания отреагировала на факт обнаружения. Случаи, в которых взятку давали топ-менеджеры, в среднем имели на 64,9% более существенное влияние, чем те, в которых взяткодатель был рангом пониже. По словам Сирафейма, которого цитирует Forbes, дача взятки топ-менеджментом - это мощный сигнал о том, какие ценности на самом деле разделяет компания. Тем не менее, отмечает автор исследования, респонденты сообщили о как минимум умеренном негативном влиянии даже в тех случаях, когда взятку давало лицо, не являющееся работником компании. «Если ваши клиенты или поставщики вовлечены в коррупционную практику, это влияет и на вашу компанию, - говорит Сирафейм».

Имеет значение и то, кем был обнаружен факт дачи взятки. Если взятка была выявлена системой внутреннего контроля компании, влияние было менее негативным, чем в случаях, когда это было сделано внешним регулятором. Судя по всему только одна вещь, связанная со взяткой, не имеет значения - это ее размер. 35% сообщений о взятках в исследовании касались сумм до $100 000, и они точно также влияли на факторы конкурентоспособности, как и 16% взякто в размере более $500 000.


Полина Кальницкая


Источник: http://www.forbes.com/sites/hbsworkingknowledge/2013/11/05/the-real-cost-of-bribery/

Возврат к списку