НОВОСТИ ИНДУСТРИИ

19.01.2012

Прохоров рассказал, как победить коррупцию


Баллотирующийся в президенты России бизнесмен Михаил Прохоров в ходе телевизионных дебатов рассказал, что победить коррупцию можно, обязав предпринимателей заплатить налоги с капиталов, которые они нажили в 90-е годы. Сам Прохоров является как раз таким предпринимателем.

«Мне не нужны деньги, у меня все уже есть, поэтому я точно знаю, как победить коррупцию. Я приведу с собой сильную команду, которая не берет деньги, и мы быстро подавим это зло», – заявил Прохоров в рамках дебатов с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым в программе «Поединок», трансляция которой велась в четверг на Дальнем Востоке России по телеканалу «Россия 1».

На вопрос ведущего программы Владимира Соловьева о том, какие методы планирует применять Прохоров для борьбы с коррупцией, бизнесмен ответил, что в первую очередь это «экономическая амнистия», передает РИА «Новости».

«Надо дать возможность людям – тем, которые наворовали, надо откровенно говорить – заплатить налог с этого, чтобы все публично знали», – отметил он.

Согласно рейтингу Forbes, опубликованному в апреле 2011 года, состояние Прохорова оценивается в 18 млрд долларов. Он занимает второе место в рейтинге богатейших бизнесменов России.

Прохоров заверил, что сам он добросовестно выплачивает налоги и является самым крупным налогоплательщиком страны.

Между тем, Прохоров как раз является одним из тех предпринимателеей, которые нажили свое состояние в 90-е годы. Значительную его часть он нажил благодаря ГМК «Норильский никель». При этом приватизацию этого предприятия вряд ли можно назвать чеcтной. «Норильский никель» перешел в руки бизнесмена в 1995 году в результате так называемых залоговых аукционов.

Это серии сделок, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков перешли госпакеты акций нескольких крупных компаний. Норникель достался Прохорову и его партнеру Владимиру Потанину таким же способом, как ЮКОС достался «Менатепу», а «Сибнефть» - компаниям Романа Абрамовича и Бориса Березовского.

Идея провести такие залоговые аукционы в 1995 году для пополнения бюджета принадлежала Владимиру Потанину и была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом. Суть была в том, что правительство получает кредит у коммерческого банка, а в обмен на это дает пакет акций госкомпании, но не навсегда, а во временное пользование. Как только государство возвращает кредит банку, банк отдает акции обратно государству. Всего в 1995 году было заключено 12 таких кредитных договоров под залог акций. Вот только правительство почему-то не вернуло эти кредиты, поэтому пакеты акций 12 госкомпаний перешли в собственность банков.

Михаил Прохоров возглавлял в то время АКБ «ОНЭКСИМ Банк», которому и достался контрольный пакет акций «Норникеля». Позднее Счетная палата РФ признала, что эти залоговые аукционы были фиктивными. Правительство еще до организации этих аукционов разместило на счетах банков средства, эквивалентные сумме кредитов, которые потом получило в ходе залоговых аукционов. То есть банки прокредитовали правительство на его же собственные средства. «В результате проведения залоговых аукционов отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер», говорилось в докладе Счетной палаты.

Осенью прошлого года Роман Абрамович в лондонском суде под присягой признался, что фактически залоговый аукцион по приватизации «Сибнефти» носил фиктивный характер. При приватизации «Норильского никеля» была использована та же схема. 

Возврат к списку