НОВОСТИ ИНДУСТРИИ

31.08.2012

Объявлено о начале переговоров о сближении налогового законодательства Швейцарии с положениями FATCA


Принятый в США в 2010 году Закон о выполнении налоговых требований по зарубежным счетам (FATCA) направлен на борьбу с уклонением граждан США от уплаты налогов путем размещения средств на счетах в зарубежных финансовых институтах.
Теперь США усиливает давление на правительства других стран, призывая соответствовать тому уровню защиты, который он представляет.
Закон должен повысить прозрачность финансовых операций американских граждан, совершаемых ими через зарубежные финансовые институты.
Разъяснили эти действия американских регуляторов в Минэкономразвития РФ.
"Согласно закону американские налогоплательщики обязаны сообщать налоговым органам информацию о своих зарубежных счетах, заполняя специальную форму, прикладываемую к ежегодной налоговой декларации. Минимальная сумма депозита, при которой налогоплательщик обязан заполнять эту форму, составляет 50 тыс.долл. Теоретически, по словам американской стороны, налогоплательщик может уйти от ответственности, распределив свои сбережения по нескольким сче­там с суммами менее 50 тыс.долл., однако одна из основных задач закона - создание препятствий для лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, а для крупных неплательщиков налогов создание многочисленных счетов в различных зарубежных банках станет проблемой. Порог в 50 тыс.долл. определен Конгрессом США, он должен сфокусировать внимание налоговых органов на крупных неплательщиках.
Нераскрытие гражданами США информации о зарубежных счетах будет наказываться штрафом 10 тыс.долл., отказ раскрыть данную информацию после извещения IRS - штрафом до 50 тыс.долл., неуплата налогов по зарубежным счетам - штрафом до 40% от суммы депозита.
В соответствии с FATCA зарубежные финансовые институты должны будут заключить специальное соглашение о партнерстве с IRS до 30 июня 2013 года, в соответствии с которым они должны будут: 1) усовершенствовать системы идентификации держателей счетов; 2) сообщать ежегодно в IRS информацию о счетах американских налогоплательщиков и юридических лиц, в которых доля американских налогоплательщиков составляет не менее 10%; 3) удерживать 30% в качестве налога с некоторых операций американских держателей счетов, в частности с перевода средств в финансовые институты, не имеющие подписанных соглашений с IRS, и перечислять данную сумму налога в IRS (данное положение закона вступит в силу с 1 января 2014 года).
Осознавая сложности реализации американского закона для финансовых институтов зарубежных стран, связанные в том числе с ограничениями по раскрытию банковской тайны, американцы разработали две модели типового соглашения о сотрудничестве в рамках FATCA между Администрацией США и правительствами зарубежных стран.
В июне 2012 года США опубликовали типовое межправительственное соглашение о сотрудничестве в рамках FATCA, разработанное совместно с Японией и Швейцарией (прилагается). Оно предусматривает информирование напрямую финансовыми институтами данных стран Службы внутренних доходов США о счетах американских налогоплательщиков, при этом предусматривается возможность предоставления Службой внутренних доходов США по запросу ведомств зарубежных стран необходимой информации о счетах налогоплательщиков данных стран в американских финансовых институтах.
В июле 2012 года США опубликовали еще один вариант типового межправительственного соглашения о сотрудничестве в рамках FATCA, разработанного совместно с Францией, Германией, Италией, Испанией и Великобританией (прилагается) [эта модель подверглась сильнейшей критике со стороны Канады и Швейцарии - прим. редакции]. Оно предусматривает предоставление финансовыми институтами зарубежных стран необходимой информации правительствам своих стран и последующий автоматический обмен данной информацией с США на межправительственном уровне. Таким образом, обмен информацией будет происходить на взаимной основе, и власти США будут предоставлять информацию о владельцах счетов из стран-партнеров в американских финансовых институтах. Финансовые институты зарубежной страны, подписавшей такое соглашение, будут автоматически считаться партнерами FATCA.
По словам руководства управления по налоговой политике Минфина США, американскими властями не проводилось оценок сумм денежных сбережений американских налогоплательщиков в российских финансовых институтах. Не проводилось таких оценок и в отношении других стран, речь идет о реализации принципа предотвращения неуплаты налогов, и суммы денежных сбережений не должны играть ключевой роли. По оценкам экспертов, реализация закона позволит увеличить налоговые поступления в США примерно на 800 млн.долл. в год.
К настоящему времени межправительственных соглашений еще ни с одной страной мира не подписано. Активных переговоров по FATCA с другими, помимо вышеуказанных, стран практически не велось - правительства большинства стран, в том числе стран БРИК, заняли выжидательную позицию. Разработка двух моде­лей типового соглашения должна дать импульс переговорам с правительствами других стран.
Среди ближайших площадок, на которых американцы готовы обсуждать вопросы международного сотрудничества в рамках FATCA с правительствами зарубежных стран, было названо заседание Глобального форума по вопросам налоговой транспарентности и обмена информацией в налоговых целях, которое состоится в рамках мероприятий ОЭСР в Париже на неделе, начинающейся с 17 сентября 2012 года".

Западные эксперты налоговые эксперты потирают руки: введение новых уровней отчетности может принести существенный дополнительный доход.

Возврат к списку