26.10.2012
НОВОСТИ ИНДУСТРИИ
Перечень мер из проекта стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации включает в себя р
еализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области конкуренции, в том числе в рамках деятельности Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, в
несение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования, м
одернизацию законодательства о естественных монополиях: дополнение Федерального закона “О защите конкуренции” положениями, предусматривающими особенности государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и отраслевого законодательства нормами, отражающими специфику регулирования отдельных рынков, с одновременной отменой Федерального закона “О естественных монополиях”.
Обсуждались поправки в
Федеральный закон “О защите конкуренции” в части
расширения сферы применения новых правовых институтов - предупреждений и предостережений:
упрощения контроля за экономической концентрацией в целях дальнейшего снижения нагрузки на бизнес;
подготовки новой редакции статьи “Недобросовестная конкуренция”;
совершенствования порядка осуществления контроля за предоставлением государственных и (или) муниципальных преференций, в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части обеспечения применения административного наказания в виде дисквалификации, в
Уголовный кодекс Российской Федерации (в части обеспечения освобождения от уголовной ответственности лиц, способствующих расследованию, в том числе раскрытию преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ); в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления в статье 140 УПК РФ специального повода в виде решения комиссии антимонопольного органа для возбуждения уголовных дел по статье 178 УК РФ).
Среди тем для дискуссии нужно отметить и следующие (в порядке слушания на Совете):
- Разработка Модельного закона (Кодекса) Единого экономического пространства и Содружества независимых государств о защите конкуренции, включающего положения действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации в частности, нормы, внесенные «третьим антимонопольным пакетом», а также предложения ФАС России по дальнейшему совершенствованию антимонопольного законодательства, в том числе, касающихся введения правил торговых практик, расширения перечня запретов на недобросовестную конкуренцию.
- Закрепление в законодательстве Российской Федерации международного принципа исчерпания прав на интеллектуальную собственность в целях усиления конкуренции и снижения розничных цен на товары.
- Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих запрет на наделение органами исполнительной власти хозяйствующих субъектов, являющихся участниками рынка, полномочиями по формированию и хранению отраслевых стандартов, а также осуществлению “разрешительных” функций в части допуска на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
- Формирование совместно с Верховным Судом Российской Федерации и МВД России механизма эффективного расследования ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей), создание правовых гарантий освобождения от уголовной ответственности лиц, содействовавших выявлению картелей и расследованию преступлений путем:
внесения изменений в законодательство об оперативно-розыскной деятельности в целях дополнения его новым основанием, позволяющим осуществлять оперативно-розыскную деятельность по запросам антимонопольного органа при расследовании картелей, а также включения антимонопольных органов в качестве получателей результатов оперативно-розыскной деятельности;
ликвидации правового пробела, не позволяющего освобождать в настоящее время от уголовной ответственности лиц, которые в ходе антимонопольного расследования осуществили “явку с повинной”, т.е. воспользовались примечанием к статье 14.32 КоАП;
установления, что поводом к возбуждению уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены антимонопольными органами в соответствии с законодательством о защите конкуренции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
организации мониторинга за деятельностью территориальных органов в области противодействия картелям;
улучшения качества судебной защиты решений ФАС России по делам о картелях;
организации системы повышения квалификации по актуальным проблемам борьбы с картелями;
организационно-штатное и материально-техническое укрепление деятельности антимонопольных органов по противодействию картелям, другим антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям».
- Широкое применение в деятельности антимонопольных органов лучших мировых практик.
- Дальнейшее взаимодействие с судейским сообществом в целях выработки единых правовых подходов к применению антимонопольного законодательства и расширение практики участия судей в проводимых ФАС России мероприятий, в том числе в рамках региональных семинаров-совещаний.
- Формирование практики применения дисквалификации должностных лиц хозяйствующих субъектов в качестве одного из эффективных наказаний за нарушения антимонопольного законодательства и принятие Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
- Организация системы видеоконференц-связи при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
- Внесение изменений в Программу развития конкуренции в Российской Федерации и План мероприятий по ее реализации на 2009-2015 годы, предусматривающих в том числе:
ликвидацию государственных и муниципальных унитарных предприятий во всех конкурентных секторах экономики; введение процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, которые планируется наделить правом осуществления предпринимательской деятельности;
акционирование и приватизация государственных корпораций;.
ускоренное проведение массовой приватизации государственного имущества;
внедрение конкурентных правил в процедуры государственных закупок, а также в процедуры продажи государственного имущества.
- Повышение доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественной монополии (утверждение Правительством Российской Федерации правил недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, а также к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сфере деятельности естественных монополий, и осуществление контроля за их применением).
- Создание коммерческой инфраструктуры важнейших рынков, в том числе на основе формирования организованной торговли, электронных торговых площадок и бирж; развития системы регистрации сделок с сырьевыми товарами на бирже, развития биржевой торговли нефтью, нефтепродуктами и другими сырьевыми товарами.
- Разработка критериев допустимости практик ценообразования доминирующими на товарных рынках хозяйствующими субъектами в ключевых секторах промышленности в целях определения экономической обоснованности устанавливаемых цен.
- Региональные аспекты конкурентной политики, в том числе в рамках реализации региональных программ развития конкуренции.
- Реализация отраслевых мер по защите и развитию конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг:
- Разработка стандартов финансовых услуг.
- Участие в подготовке и реализации Дорожных карт в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, предусматривающее в том числе введение показателя “Развитие конкуренции”.
- Устранение административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности; перевода в разряд бесплатных государственных услуг, необходимых для ведения бизнеса.
- Повышение к 2018 году позиции ФАС России в Рейтинге эффективности конкурентных ведомств Всемирного обзора по конкуренции до 10 места.
- Создание прозрачной системы предоставления и контроля за предоставлением государственных и (или) муниципальных преференций, в том числе единого реестра по рассмотрению заявлений на предоставление государственных (и) или муниципальных преференций и единого общедоступного портала по предоставленным государственным и (или) муниципальным преференциям.
- Разработка стандартов раскрытия информации организациями-застройщиками (должны быть представлены на едином электронном сайте в сети “Интернет”), а также порядка контроля за соблюдением требования по раскрытию информации.
- Укрепление взаимодействия с органами внутренних дел, органами прокуратуры, налоговыми и иными государственными органами, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в целях повышения эффективности проведения совместных мероприятий и расширения информационного обмена.
- Совершенствование механизмов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и бизнес - сообщества в рамках системы “Открытое правительство” на основе Совета по конкуренции, общественно-консультативных и экспертных советов при ФАС России.
- Включение в показатель эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти критерия “создание условий развития конкуренции”.
- Внедрение системы менеджмента качества ИСО-9001 в федеральных органах исполнительной власти на основе опыта ФАС России.
- Широкое применение в практической деятельности антимонопольных органов методов экономического анализа и информационных источников, в том числе базы данных по конъюнктуре цен на товарных рынках и базы данных аналитических отчетов в целях выявления сопоставимых рынков. Мероприятие привлекло внимание большого количества общественных организаций и ассоциаций, включая "Деловую Россию", "ОПОРА России". Присутствовали представители средств массовой информации и академических кругов (в частности, ГУ ВШЭ).