СМИ

Уроки реформ П. А. Столыпина для современной модернизации России 12.09.2011

Источник: http://www.lawinrussia.ru/node/37324

Выступление на научно-практической конференции «Уроки П. А. Столыпина: стратегия преобразований в современной России», 12.09.2011

Уважаемые коллеги, прежде чем остановится на уроках реформ Петра Аркадьевича Столыпина для современной модернизации России, хочу кратко охарактеризовать сущность модернизации страны, так как в целом ряде выступлений говорилось об отсутствии её понимания. Вина за это, конечно, лежит на правящей элите, которая с февраля 2008 г. – время, когда она начала говорить о модернизации страны, – до сегодняшнего дня не сформулировала целостного представления о модернизации России.
В самом деле, несмотря на известную статью «Россия, вперед!» и многие выступления Президента России и Председателя Правительства РФ о модернизации, тем не менее, сегодня у правящей элиты, являющейся движущей силой преобразований, отсутствует понимание сути модернизации страны и, как следствие, нет продуманных и результативных реформ. А российское общество остаётся непросвещённым, что и как власть собирается делать по проведению назревших реформ, и не вовлечённым в процесс преобразований.
В этой связи наш журнал «Политическое образование» организовал в 2010 г. исследование проблемы модернизации России. К этой работе мы привлекли ведущих сотрудников институтов РАН, МГУ, МГИМО, Юридической академии и других известных научных центров. Результатом стала книга «Модернизация России как условие её успешного развития в XXI веке», в которой сформулированы предложения по эффективному проведению модернизации страны.
Кратко раскрою сущность модернизации России.
Модернизация страны – это процесс эффективного самообновления политико-правовой, экономической и социальной систем в соответствии с требованиями времени для достижения конечной цели - создания сильной страны. Под сильной страной следует понимать страну, имеющую мощную, конкурентоспособную экономику, эффективное государство, массовый средний класс, сильную армию, способную дать отпор любому агрессору, высокое качество жизни.
Мощной экономика может быть только тогда, когда она основана на мотивации граждан к производительному труду, благодаря которой каждый гражданин свободно, активно и сознательно работает на себя, но тем самым и на страну, повышая свои ответственность, компетенцию, производительность труда и опираясь на передовые науку и технологии.
Подчеркну, что без мотивации у российских граждан к производительному труду все надежды на инновационный центр «Сколково» как прорыв в экономике – иллюзия. И все разговоры о триллионах рублей, заработанных благодаря инновационному центру, - самообман, ибо все его открытия не будут востребованы в российской экономике. Что же надо делать?
Для появления у граждан мотивации к активному, свободному и производительному труду нужно, во-первых, принять систему побуждающих к этому государственных законов, стимулирующих частное предпринимательство, подъём которого обеспечивает рост массового среднего класса - социальной опоры правового демократического государства и активного гражданского общества
Во-вторых, государство должно обеспечить равенство прав конкуренции – движущую силу рыночной экономики, свободу предпринимателей от необоснованных претензий органов власти и их должностных лиц, защиту частной собственности от рейдерских захватов, а также обеспечить неукоснительное исполнение принятых законов всеми без исключения гражданами страны.
Для этого правящей элите – движущей силе модернизации страны, ибо именно она обладает всеми необходимыми ресурсами, следует настроить и заставить эффективно функционировать свой главный инструмент - государство, призванное в первую очередь защищать интересы граждан и бизнеса от недобросовестных конкурентов, коррумпированного чиновничества и безудержных аппетитов монопольного бизнеса. Только эффективное государство способно обеспечить соблюдение закона всеми участниками общественных отношений, защиту прав и свобод человека, своевременное и компетентное решение возникающих проблем.
Для того чтобы государство стало эффективным, требуется внедрить механизмы прозрачности и ответственности в деятельность органов государственной власти и монополизированного бизнеса, которые позволят полностью искоренить в стране коррупцию, поднять уровень ответственности и компетенции государственных чиновников и муниципальных служащих. Для того чтобы внедрить механизмы прозрачности и ответственности в государственно-властные отношения, от руководства страны и российской элиты требуется проявить политическую волю и решимость. В этом и заключается суть модернизации.
Итак, конечная цель модернизации – построение сильной страны, имеющей высокопроизводительную экономику, эффективное государство, активное гражданское общество, сильную армию, высокое качество жизни. Движущей силой модернизации выступает правящая элита. Главным инструментом модернизации страны является эффективное государство, призванное обеспечить власть закона, а не 10 сталинских ударов, о которых с ностальгией говорили некоторые выступающие.
Ибо тоталитарный режим строился не на верховенстве права и соблюдении закона, а на насилии, подавлении общества и внеэкономическом принуждении, которые уничтожили у нашего народа мотивацию к производительному труду, привели к огромным человеческим жертвам и безвозвратным потерям.
В этой связи хочу обратить ваше внимание, что Столыпин ставил конечной целью построение великой, а по сути, сильной России, в которой будут созданы благоприятные возможности для раскрытия у народа его производительного потенциала. И Столыпину для этого не надо было строить ГУЛАГ, а также придумывать как Сталин «военную угрозу», «усиление классовой борьбы» для оправдания насилия и террора.
Перейду к характеристике уроков реформ Столыпина для современной модернизации России.
Первый урок – реформатор должен иметь сильную политическую волю, чтобы результативно проводить модернизацию страны. Пётр Аркадьевич Столыпин своей реформаторской деятельностью убедительно доказал, что без сильной воли нельзя осуществлять преобразования в стране.
К-сожалению, за 2000-2011 гг. - время, когда встал вопрос о модернизации России, у главы государства – сначала В. В. Путина, а затем и Д. А. Медведева не было политической воли, чтобы целеустремлённо её проводить.
Впервые о модернизации России Путин заявил ещё в 2000 г. в своём «Открытом письме к российским избирателям». В нём он, в частности, писал: «Жить по правилам (читай – по закону) может позволить только эффективное, сильное государство. И только оно должно гарантировать свободу – предпринимательскую, личную, общественную».
Но чтобы обеспечить соблюдение закона, «государству придётся начать с себя. Оно должно не только устанавливать равные правила, но и соблюдать их. Только так мы добьёмся от каждого выполнения единых, определённых законом норм поведения».
Президентом страны была создана «вертикаль власти», которая в 2000-2004 годы позволила решить проблему восстановления конституционно-правовой целостности Российской Федерации и стабилизации социально-экономического и политического положения страны. Однако при этом, прежде всего, решалась задача замены в органах власти «чужих» представителей элиты на «своих», и в гораздо меньшей степени имелось в виду возрастание эффективности государства.
Поэтому созданная «вертикаль власти» не обеспечила, да и не способна была обеспечить в стране соблюдение закона, защиту прав и свобод граждан, повышение ответственности и компетентности государственных служащих, удовлетворительное разрешение возникающих проблем. Фактически, президент из-за отсутствия политической воли - своей и правящей элиты отказался от заявленной цели – построения эффективного государства.
В свою очередь, президент страны Медведев, провозгласив в статье «Россия, вперёд!» курс на модернизацию в 2008 - 2011 гг. предпринял ряд шагов, направленных на её осуществление. К ним можно отнести: меры по борьбе с коррупцией, раскрытию деятельности органов государственной и местной власти, преобразованию судебной системы, реформированию органов внутренних дел, формированию условий для конкуренции между политическими партиями, технологической модернизации экономики и созданию инновационного центра «Сколково».
Однако разрозненные попытки наведения порядка в системе государственного управления, не связанные друг с другом продуманной стратегией и не подкреплённые политической волей как президента, так и всей правящей элиты, не привели, да и не могли привести к созданию эффективного государства и высокопроизводительной экономики, а в итоге, - к реальной модернизации России. Следствием, стала имитация и профанация модернизации страны.
Второй урок – правящая элита должна иметь политическую волю, чтобы результативно осуществлять необходимые реформы. Столыпин был твёрдо убеждён, что для успешного осуществления реформ – упрочения нового государственного устройства, нужна воля не только тех, кто проводит их в жизнь – правительства, но и воля всей правящей элиты.
По этому поводу 16 ноября 1907 г. Столыпин говорил: «Дайте же ваш порыв, дайте вашу волю в сторону государственного строительства, не брезгуйте чёрной работой вместе с правительством». Отсутствие политической воли у царской элиты проводить модернизацию, было обусловлено её недалёкостью, жадностью, игнорированием национальных интересов России. Как результат – крушение монархии, гибель царской семьи, ликвидация правящей элиты.
Под правящей элитой в политической науке принято понимать социальную группу, занимающую вершину государственной власти, контролирующую крупную собственность, значительные финансовые, медийные и иные ресурсы, которые позволяют ей принимать государственные решения, вести за собой общество, определять стратегию развития страны. Если правящая элита своевременно и компетентно проводит назревшие реформы, то страна укрепляется и эффективно развивается. В противном случае, элита не справляется с вызовами времени и терпит крушение, а на смену ей приходит новая правящая элита, осуществляющая необходимые преобразования.
Внутри любой правящей элиты существуют противоречия между недальновидными, невежественными, алчными и безответственными её представителями, живущими одним днём, и иной, просвещённой частью элиты, ориентированной в будущее, стремящейся укрепить своё положение, а вместе с ним и положение страны за счёт проведения необходимых реформ.
Каждый раз, когда в правящей элите верх берут первые, в стране наступает кризис политических, экономических и социальных отношений, приводящий к резкому обострению комплекса противоречий внутри самой правящей элиты, между элитой и народом, а также между элитами разных стран.
Важно подчеркнуть, что социальная группа, имеющая государственную власть, крупные собственность и капиталы становится полноценной правящей элитой только тогда, когда отождествляет свои личные интересы с национальными интересами страны. В противном случае она занимает только место элиты.
В настоящее время в России отсутствует национально ориентированная правящая элита, ибо она вывозит за границу свои капиталы, храня их в зарубежных банках, приобретает на Западе имущество и собственность, наконец, её семьи живут там. Всё это неизбежно становится объектом давления и шантажа со стороны международных элит, а потому российская правящая элита не способна всегда и во всём твёрдо отстаивать национальные интересы страны.
В результате, у высших представителей элиты отсутствовала мотивация, желание и политическая воля к наведению в стране и органах государственной и местной власти элементарного порядка. Так, на протяжении 2000-2011 гг. правящая элита постоянно заявляла о борьбе с коррупцией, однако очень мало в этом направлении сделала, не решившись что-либо менять по существу в сложившейся системе теневых политико-экономических отношений. Фактически, элита подменяла борьбу с коррупцией её имитацией и забалтыванием.
Между тем, любая модернизация политико-экономических и социальных отношений в стране возможна только при наличии желания и воли у правящей элиты – у той части общества, которая обладает для этого реальными возможностями, а именно, властными, финансово-экономическими ресурсами и крупной собственностью.
И именно мотивация правящей элиты к действительной, а не мнимой модернизации России, обязательно подкрепленная реальными шагами по наведению в ней порядка и законности, может считаться проявлением элитой политической воли. Что же заставит российскую элиту проводить модернизацию страны? Здесь можно выделить три фактора.
  
Во-первых, это усиливающиеся непримиримые противоречия интересов между различными элитарными группами и кланами внутри правящей элиты.
Во-вторых, это накапливающийся в народе общественный протест против беззакония, коррупции и, как следствие, невозможности реализовать людям свой производительный потенциал, а также против воровства госбюджета, неспособности государственной власти обеспечить безопасность жизни россиян.
Посудите сами, только за девять месяцев произошло 8 авиационных катастроф, в том числе «ЯК-42» с хоккеистами «Локомотива», потрясшая всю страну. В этом ряду стоят также авария на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв на шахте «Распадская», пожар в ночном клубе «Хромая лошадь», крушение «Невского экспресса», террористические акты в московском метро и аэропорте «Домодедово», взрывы армейских арсеналов в Ульяновске, Башкирии, Удмуртии, гибель речных судов на Волге и реке Москва, которые унесли сотни жизней россиян.
По сути, накопление энергии социального взрыва идёт по причине отсутствия в России государства, не справляющегося со своими обязанностями. И взрыв общества может состояться в любой момент, в результате которого элита потеряет и власть, и собственность, и деньги, как это случилось с правящими элитами в Киргизии, Тунисе, Египте, Ливии.
Третий фактор, который заставляет элиту проводить реформы, - внешние вызовы. Они возникают из-за противоречий интересов между российской и международными элитами, рождающие угрозы экономическому развитию и территориальной целостности России, её национальной безопасности. Эти противоречия становятся причиной разобщения российской элиты на национально ориентированную и компрадорскую группы, а вместе с тем, и побудительным мотивом, направляющим наиболее просвещенную часть элиты к реформированию страны.
Все эти факторы требуют от правящей элиты укреплять Россию - защищать национальные интересы страны – проводить назревшие реформы. Чтобы сохранить свои власть, собственность и деньги, элите следует, с одной стороны, обеспечить строгое соблюдение законов и прав граждан. При этом необходимо руководствоваться принципом неукоснительной ответственности каждого человека за свои жизнь, судьбу и осуществляемые действия, в том числе, в общественно-политических и экономических отношениях.
А с другой стороны, правящей элите необходимо продемонстрировать наглядный личный пример строгим и последовательным соблюдением законности. Другого пути нет!
Третий урок, чтобы модернизация страны достигла своих целей, реформаторы должны обладать знаниями, что делать, как и в какой последовательности проводить преобразования. В настоящее время, несмотря на то, что и Президент России, и Председатель Правительства многократно выступали с идеями модернизации, до сих пор не сформулирована целостная модель преобразований в стране. Как результат, власть не знает, что делать, как и в какой последовательности осуществлять реформы. А нет знаний - нет сил, чтобы построить сильную страну.
По сути, модернизация России свелась к строительству инновационного центра «Сколково». Можно построить ещё 10 инновационных центров, но они без создания мотивации у народа к производительному труду кроме разворовывания бюджета на их строительство ничего не дадут. Достаточно сказать о строительстве дороги в «Сколково», которая обошлась государству в 6 миллиардов рублей.
Что надо делать? Элите надо начать, во-первых, с поиска механизмов выдвижения из своих рядов компетентных людей, способных эффективно решать необходимые проблемы. Во-вторых, элите следует, преодолев сомнения, непонимание и недоверие, привлечь тех, кто может подсказать, чего не стоит делать, какими принципами желательно руководствоваться в своих отношениях, выборах и решениях, какие инструменты надо использовать для их реализации.
Эти компетентные люди помогут элите и власти также обрести необходимые знания, веру, надежду и силы, воплощаемые посредством политической воли в системы продуманных и ответственных государственных решений, воспринимаемых обществом как процесс подлинной модернизации страны. Но при этом правящей элите обязательно придётся отстаивать национальные интересы страны.
Четвёртый урок: для результативного проведения реформ, правящей элите необходимо создать эффективное государство – главный инструмент модернизации страны. Выступая на открытии первой сессии Совета по делам местного хозяйства 2 декабря 1908 г., Столыпин заметил, что правительство для успешного проведения реформ задалось целью создать «единую, сильную власть не только в центре, но и на местах, и притом не только в губерниях, но и в каждом уезде». Под сильной властью Столыпин понимал власть, способную обеспечить соблюдение закона - навести порядок в стране.
В настоящее время главным инструментом модернизации является эффективное государство, призванное обеспечить соблюдение закона в стране. Для создания эффективного государства, правящей элите необходимо разработать и внедрить в государственно-властные, экономические и общественные отношения соответствующие механизмы и инструменты.
Это механизмы прозрачности и ответственности всей деятельности органов власти и монополизированного бизнеса. Внедрение правящей элитой механизмов прозрачности и ответственности в государственно-властные и экономические отношения позволит:
1)        свободно, своевременно и регулярно получать достоверную информацию о деятельности и принимаемых решениях органов государственной власти, их должностных лиц и бизнеса в ходе исполнения ими требований нормативных правовых актов;
2)        в полном объеме и своевременно выявлять отклонения от предписаний нормативных правовых актов, правил, стандартов, порядка осуществления деятельности государственными органами, негосударственными и частными структурами;
3)        принимать адекватные, выявленным отклонениям меры по их устранению и предупреждению в будущем, а также восстановить и обеспечить законные интересы личности, общества, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями юридических или физических лиц;
4) привлекать в установленном порядке к соответствующим видам ответственности должностных лиц, представителей бизнеса, виновных в совершенных (допущенных) нарушениях.
При этом формы реагирования на выявленные в ходе контроля нарушения должностных лиц и представителей бизнеса должны включать в себя широкие полномочия, направленные на:
- предупреждение и пресечение различных нарушений, касающихся различных видов деятельности государственных органов, негосударственных и частных структур;
- эффективное устранение причиненного ущерба (вреда) в результате совершенных (допущенных) нарушений;
- полное восстановление определенных в нормативных правовых актах требований, а также установленного порядка и условий деятельности;
- комплексное устранение причин и обстоятельств, способствующих нарушениям в ходе управленческой работы и ведения бизнеса;
- привлечение нарушителей к соответствующим видам ответственности: гражданско-правовой, уголовно-правовой, административной, дисциплинарной.
Внедрение механизмов прозрачности и ответственности в государственно-властные и экономические отношения позволит обеспечить соблюдение закона в стране, защиту прав (в первую очередь, право на жизнь) и свобод человека, ликвидировать безответственность, коррупцию и разворовывание бюджета, повысить компетентность органов государственной и местной власти, их должностных лиц в своевременном решении возникающих проблем.
Как результат, эффективное государство создаст полноценную рыночную конкуренцию, мотивирующую бизнес повышать производительность труда, обеспечить безопасность жизни граждан. Действительно, настоящий предприниматель не допустит своего разорения из-за крушений самолётов, водных судов, автодорожного транспорта, аварий на шахтах, пожаров в клубах и сделает всё, чтобы обезопасить жизнь людей.
Пятый урок – для успешного осуществления модернизации страны правящей элите необходимо вовлекать в процесс реформ гражданское общество. Современное российское общество должно быть так устроено, чтобы оно было политической силой, с которой считается государственная и местная власть, вся правящая элита в целом. Для того, чтобы общество смогло быть активным субъектом в политической, экономической и социальной жизни страны, правящей элите следует осуществить ряд мер.
В первую очередь, элите необходимо активно просвещать народ – объяснять цели и задачи модернизации России, показывать путь, что надо делать, как и в какой последовательности проводить реформы.
В-вторых, элите следует создать условия для мотивации у граждан к производительному труду, которые позволят народу стать главным налогооблагаемым объектом. Для этого, правящей элите следует обеспечить строгое соблюдение законов в стране, руководствуясь при этом принципом неукоснительной ответственности каждого человека за свои жизнь, судьбу и осуществляемые им действия, в том числе, в сферах общественно-политических, государственных и экономических отношений.
Начать необходимо с себя - наглядного личного примера строгого и последовательного соблюдения законности представителями властной элиты. Законность создаёт условия для развития полноценной рыночной экономики, главной движущей силой которой является конкуренция, мотивирующая бизнес к росту производительности труда, о чём подробно я уже говорил.
Соблюдение закона в стране обеспечивает защиту частной собственности и свободу предпринимательства, что побуждает граждан к производительному труду и частной инициативе. Всё это формирует и развивает эффективную экономику, основной производительной силой которой является налогоплательщик, а не труба с нефтью, или газом.
Народ, став главным объектом налогооблагаемой базы, будет иметь мотивацию осуществлять с помощью институтов гражданского общества - средств массовой информации, общественных организаций, партий, общественных палат и профсоюзов - строгий, постоянный контроль над деятельностью органов государственной и местной власти, их должностных лиц. Как следствие, общество будет добиваться, чтобы власть обеспечивала соблюдение закона в стране, защищала права и свободы человека.
В-третьих, правящей элите, чтобы обрести поддержку общества для успешного осуществления реформ, следует поступиться частью своих сверхприбылей и поделиться с обществом определёнными своими властными полномочиями, ибо, чтобы что-либо получить, необходимо прежде обязательно что-то отдать.
Для этого элите необходимо на время реформ ввести мораторий на рост тарифов по услугам естественных монополий и ЖКХ. Далее элите следует внедрить в политико-экономические и социальные отношения механизмы прозрачности и ответственности, подробно о которых говорилось выше. Эти механизмы откроют новые возможности гражданам и их общественным организациям для проведения эффективного общественного контроля над деятельностью органов государственной власти их должностных лиц.
Действительно, создание и передача обществу механизмов по проведению необходимых преобразований; позволит средствам массовой информации, общественным организациям, партиям, общественным палатам, профсоюзам влиять на органы государственной и местной власти, их должностных лиц и корректировать их деятельность по соблюдению закона, защите прав и свобод человека, ответственному и компетентному исполнению своих служебных обязанностей.
В-четвёртых, для вовлечения общества в процесс модернизации страны, правящей элите следует развить механизмы непосредственной демократии. В этих целях ей необходимо:
- воссоздать императивные институты прямого волеизъявления граждан - высшие формы непосредственной демократии - референдумы (федеральные и региональные), полноценные, а не мнимые выборы глав местного самоуправления;
- развивать регулятивные формы прямого волеизъявления граждан – институты обращений, народной правотворческой инициативы, общественной экспертизы законопроектов, отчётов, территориального общественного самоуправления;
- развивать консультативные формы прямого волеизъявления граждан - институты манифестаций, общественных слушаний, опросов граждан, обсуждений.
Своевременные и регулярные референдумы, народные правотворческие инициативы, общественные экспертизы законопроектов, публичные обсуждения, слушания, опросы и другие формы непосредственной демократии, позволят федеральной элите, а также элитам регионов и местного самоуправления услышать конструктивные предложения граждан по эффективному решению возникающих проблем.
Открытый диалог власти с людьми позволит не только установить ей обратную связь с обществом, обрести его доверие и поддержку, необходимые для проведения модернизации России, но и вовлечь в процесс преобразований.
Итак, уроки реформ Столыпина для современной модернизации России учат, что для результативного её осуществления, необходимо иметь ряд условий. Первое - наличие политической воли руководства страны. Второе – активное участие в реализации данной воли просвещённой правящей элиты. Третье – наличие необходимых знаний. Четвёртое – разработка и внедрение в государственно-властные, экономические и социальные отношения механизмов и инструментов для решения поставленных задач. Наконец, пятое – вовлечение общества в процесс необходимых преобразований. Главным из данных условий является наличие политической воли руководства страны и правящей элиты в целом.
  
Александр Аринин
доктор политических наук, главный редактор информационно-аналитического журнала "Политическое образование"

 

Возврат к списку