СМИ

БИЗНЕС ПО-ПОЛИТЕХОВСКИ 28.06.2012

Ленинская смена, Нижний Новгород, 28 июня 2012 6:00:00
БИЗНЕС ПО-ПОЛИТЕХОВСКИ
Призыв ректора Дмитриева к зарабатыванию денег сотрудники политеха им. Р.Е. Алексеева воспринимают буквально...
"НУЖНО САМИМ ЗАРАБАТЫВАТЬ!"
Сотни тысяч выпускников школ, сдав единый госэкзамен, теперь стоят перед выбором, куда подать документы. Многочисленные вузы распахнули двери приемных комиссий... В их числе Нижегородский технический университет (НГТУ).
Не секрет, что в последнее время количество выпускников школ значительно сократилось и вузам с их раздутыми штатами преподавателей становится все труднее выполнять план приема. Поэтому на многие специальности, особенно технические, зачастую принимают всех подряд, безо всякого конкурса и отбора. Часть выпускников и их родителей по-прежнему выбирает платное обучение на более престижных гуманитарных специальностях. Однако всегда ли качество образования соответствует тому, что обещают абитуриенту в рекламе по телевизору и на входе в приемную комиссию?
Выступая 24 мая 2012 года на встрече с профсоюзным активом, ректор НГТУ С.М. Дмитриев жаловался, что государство в последнее время сильно сократило финансирование подведомственного ему учреждения. В частности, расходы на канализацию и прочие коммунальные услуги покрываются только в размере 30%. Остальное, дескать, вуз вынужден платить из собственных доходов.
Оно и понятно: раньше, находясь почти полностью на гособеспечении, политех попутно зарабатывал кучу денег на коммерческих студентах. Львиная доля этих доходов шла на зарплату и премии сотрудникам и руководству.
Каков же, по мнению руководителя вуза, выход из ситуации? Оказывается, он очень прост. "Коллеги, нужно самим зарабатывать деньги", - цитирует слова Дмитриева вузовская газета "Политехник". То есть преподаватели теперь должны думать не столько о содержании лекций и практических занятий, столько о том, как пополнить бюджет учреждения! Ректор Дмитриев открыто заявил, что те, кто отказывается заниматься зарабатыванием денег для вуза, "ничего и не получат". Имеются в виду прибавки к зарплате и премии.
А зарплатка-то в вузах и вправду скромненькая. К примеру, доцент НГТУ получает оклад около 9000 рублей, а старший преподаватель 5500. Понятно, что при таких доходах без подработок и вариантов что-то "срубить на карман" не разживешься!
Сотрудники НГТУ, как водится, понимают слова ректора каждый по-своему. Кто-то вовсю включил фактор коррупции. При этом преподаватели политеха неоднократно арестовывались и судились за взятки. Последний скандал имел место в 2011 году, когда доцент кафедры высшей математики Александр Владыкин был осужден за получение взяток со студентов-заочников. Этот хитрый товарищ, по-своему понявший призывы руководства вуза к "зарабатыванию денег", не просто брал деньги за экзамен, а требовал от студентов заключить договора страхования с ООО "СК "Ренессанс Жизнь", где он работал субагентом. С каждого договора Владыкин получал вознаграждение в 700 руб. Следствию удалось доказать 108 эпизодов преступной деятельности Владыкина, и он был приговорен к условному лишению свободы на один год и лишен права заниматься преподавательской деятельностью в вузах на три года.
ЛЮБОЙ ДИПЛОМ ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ
Впрочем, развиты сегодня в политехе и более легальные механизмы "зарабатывания денег". Авангардом тут выступает так называемый факультет коммуникативных технологий (ФКТ), который уже много лет бессменно возглавляет Е.А. Зайцева. Его сотрудники, видимо, являются специалистами на все руки, т.к., помимо общеобразовательных дисциплин, одновременно ведут предметы сразу по нескольким специальностям: "Связи с общественностью", "Гостиничное дело", "Сервис и туризм", "Документоведение и архивоведение". Недавно на факультете открылась вообще экзотическая специальность - "Таможенное дело"! Казалось бы, какое отношение имеют туризм и связи с общественностью к техническому университету, позиционирующему себя как кузница кадров для производственного сектора экономики?! Однако, памятуя о словах ректора про зарабатывание денег, все становится ясно. Политех готов учить кого угодно, лишь бы было чем платить учебному заведению за канализацию. Если уж открыли таможенное дело, почему бы не обучать в политехе (за деньги, конечно) налоговиков, специалистов по наркоконтролю, а то и вовсе космонавтов?
К слову сказать, самим преподавателям за проведение занятий с коммерческими студентами достаются копейки, от 90 до 120 рублей за час. Посему людям приходится осваивать многостаночничество, т.е. вести сразу несколько совершенно разных дисциплин, а то и все подряд, что удастся урвать. Руководство смотрит на это явление сквозь пальцы: ему, видимо, попросту все равно, кто и чему учит студентов, лишь бы деньги поступали в кассу! Вопиющим примером такого подхода является кафедра СОМиК (связи с общественностью, менеджмент и коммуникации), возглавляемая по совместительству все той же г-жой Е.А. Зайцевой. Преподаватели указанной "конторы" поставили образовательный бизнес на поток. Не получая никакого дополнительного образования, они, словно трансформеры, легко могут переквалифицироваться из социолога в туриста, общественника, культуролога и даже таможенника.
Так, профессор Н.В. Смирнова, будучи социологом по специальности, помимо собственно социологии, ведет дисциплины "Защита интеллектуальной собственности", "Введение в специальность ДОУ", "Этика бизнеса", а также некое "Организационное проектирование". Старший преподаватель С.Р. Попков является дипломированным историком. Однако на россказнях про князей-царей и патриотизм нынче много денег не заработаешь, посему товарищ стал по совместительству еще и "дизайнером". Не имея при этом никакого специального образования, Попков много лет ведет на платной основе предмет "Эстетика и дизайн". Доцент Казакова одновременно учит подрастающее поколение основам культурологии, системному анализу в сервисе и основам научных исследований.
Можете себе представить, чтобы, скажем, на автомобильном заводе токарь подспутно работал в литейном цехе, а заодно и на окраске автомобилей, а газоэлектросварщик подрабатывал кузнецом и электриком? Однако для алчных нижегородских вузов здравый смысл, по-видимому, не имеет значения. Пользуясь попустительством контролирующих органов и отсутствием формальных ограничений, учат кто попало и чему попало. А качество образования, похоже, никого не волнует.
Можно только позавидовать столь разностороннему развитию и универсальным знаниям преподавателей НГТУ. Однако, если серьезно, не является ли это откровенной халтурой и неприкрытым распилом заплаченных студентами денег? Причем денег немалых. Если в 2011-2012 учебном году средняя стоимость платного обучения в НГТУ составляла 43 000 руб., то с сентября она увеличивается до 112 тысяч.
ЧТО ВАЖНЕЕ: КАНАЛИЗАЦИЯ ИЛИ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?
Учебный процесс в НГТУ во многом ориентирован на бизнес. Особенно вопиющий пример с точки зрения качества образования - это заочное обучение, которое теперь тоже в основном является платным. Схема очень проста. Скажем, на дисциплину выделяется 18 аудиторных часов. Чтобы впихнуть их в учебный процесс, студентам ставят по 8 часов одного предмета в день, по субботам и воскресеньям. То есть за два выходных дня человека обучают целой науке! А потом сразу следует зачет или экзамен, за которым, как на конвейере, идут такие же куски следующих предметов. И никаких тебе отпусков на сессию. А назвали все это красиво - безотрывная форма обучения. Курсовые работы, которые, согласно названию, вроде бы должны выполняться в течение целого курса обучения, в политехе также шлепаются за две-три недели. Оно и понятно, ведь выполнение их каждым студентом должно осуществляться под научным руководством преподавателя. На что тоже выделяется немалое количество оплачиваемых сверх зарплаты часов. И если бы преподы-многостаночники реально руководили каждым из десятков и сотен студентов во всех ведомых ими дисциплинах, у них бы просто не хватило времени.
Безусловно, политех, позиционирующий себя как вуз с 95-летней историей (хотя в действительности в начале ХХ столетия он работал всего в течение двух лет, с 1917-го по 1918-й, затем был слит с университетом и вновь открылся только в 1934 году), не придумал ничего оригинального. Примерно в таком же положении находятся сейчас все вузы города.
В конечном счете, получается, что все довольны. Государство, которому вузы отстегивают половину денег от платных студентов. Вузы, которым есть чем платить за канализацию и есть чем оплачивать надбавки нужным людям. Преподаватели, которым дают возможность подкалымить. Студенты, которым дают возможность получить диплом на любой вкус. То есть система как бы оправдывает сама себя. Только вот нужно ли нам такое высшее образование?
Михаил ХВОРОВ

http://www.lensmena.ru/2012/06/%d0%b1%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d0%b5%d1%81-%d0%bf%d0%be-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8/

 

Возврат к списку