СМИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА КАК САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕМА. ПО ИТОГАМ КРУГЛОГО СТОЛА В ЦДА 30.01.2012

Архитектурный вестник, Москва, 30 января 2012 6:00:00
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА КАК САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕМА. ПО ИТОГАМ КРУГЛОГО СТОЛА В ЦДА
Автор: Дмитрий Фесенко
9 мая в Центральном Доме архитектора состоялся круглый стол, посвященный теме "Архитектор - рынок и этика". Рамка дискуссии была очерчена организаторами - это этические взаимоотношения архитектора с обществом, с заказчиком и взаимоотношения внутри профессионального цеха.
Открыл круглый стол президент СМА В.Логвинов. Озвученный им главный тезис - "кодекс профессиональной этики - один из самых действенных методов борьбы с необузданным стремлением человека к обогащению". Кодекс этики восходит к уставам цеховых организаций - обществ свободных профессий. Это профессиональные организации, добившиеся независимости от государства, в том числе самостоятельно определяющие объем, характер и стоимость своих услуг. К таким профессиям изначально относились юриспруденция, архитектура и медицина.
Кодекс профессиональной этики в обязательном порядке должен направлять деятельность любого объединения свободных профессий, в частности, Союза архитекторов. В 1999 г. на Конгрессе в Пекине Международный Союз архитекторов на основании многолетнего опыта этического регулирования профессиональной деятельности, подготовил документ под названием "Соглашение Международного Союза архитекторов по рекомендуемым международным стандартам профессионализма в архитектурной практике".
Одной из важнейших составляющих этого стандарта является кодекс профессиональной этики. Обычно кодекс профессиональной этики состоит из трех частей, которые регулируют отношения архитектора с обществом, заказчиком и коллегами.
В условиях развитого капитализма этические императивы, похоже, утрачивают свое историческое содержание. По словам зав. Кафедрой архитектурного менеджмента МАрхИ Е.Баженовой, одной из главных причин мирового финансового кризиса ряд специалистов считает забвение бизнесом этических оснований. Так что именно в кризисную эпоху задача усовершенствования норм и стандартов этики бизнеса и профессиональных отношений оказывается одной из первостепенных.
Особенности российского законодательства и правоприменительной практики
В 2006 г. пятый пленум САР принял общероссийские правила и стандарты архитектурной деятельности. Тогда же появился Градостроительный кодекс, который задает правовые отношения, структуру и порядок деятельности - как архитекторов, так и органов власти, регулирует отношения между гражданами и властными структурами. "Инструменты регулирования в профессии как бы имеются, - комментирует Е.Баженова, - но по факту на практике они неприменимы".
Прописанные в Градкодексе и других законодательных документах права и законы постоянно нарушаются, и все к этому привыкли. Кроме того, чужой Градкодекс, пересаженный на российскую почву, дает ядовитые плоды. Как подчеркивает Е.Баженова, "власть, являющаяся частью общества, гробит нашу профессию. Архитектура не может делаться грязными руками и с грязным мыслями". Солидарен с Е.Баженовой и В.Логвинов: "Российское законодательство, активно защищающее право собственности, слабо ориентировано на права общества. Отсюда постоянные конфликты".
Член Коллегии по профессиональной этике СМА Ю.Калмыков видит причины нынешних проблем в недавнем прошлом страны - действие порождает противодействие: "Я вырос в тоталитарном обществе, где безраздельно господствовало подчинение определенным правилам, в основе которых было ограничение всего и вся. Сегодня мы наблюдаем обратную реакцию".
Ситуация, когда после длительного пребывания в жестких рамках у человека вдруг оказываются развязаны руки, не может не сказаться и на диспозиции внутри профессионального цеха. По словам члена коллегии Б.Шабунина, наша повседневность слегка напоминает этику лагерныхвзаимоотношений между заключенными и надсмотрщиками. Архитектурное руководство, как правило, находится вне пределов досягаемости кодекса профессиональной этики.
По общему мнению участников круглого стола, нынешние проблемы профессии не только в оттеснении архитектора на второстепенные роли, но и в самих архитекторах, которые, по словам В.Логвинова, зачастую не способны договориться не только с властью и обществом, но и междусобой. Многие из них предстают ярыми противниками Кодекса этики, особенно тех его разделов, которые в известной степени ущемляют их право самостоятельно и бесконтрольно регулировать стоимость услуг.
Профессиональная этика как путеводная нить
Архитектор сегодня постоянно оказывается перед нелегким выбором - получить заказ или остаться "честным малым". При таком раздрае необходима путеводная нить, которой, по мнению В.Логвинова, и мог бы быть Кодекс профессиональной этики.
Как полагает заместитель директора АБ "Остоженка" А.Гнездилов, законы внутри профессиональной среды ничем не отличаются от законов внутри семьи. Безответственное поведение неизбежно приводит к конфликту.
А.Гнездилов призывает заглянуть внутрь себя: "Согласно второму закону Ньютона, действие равно противодействию. Надо начинать с себя, в себе искать корень всех нестроений.
Этическое поведение экономически более выгодно, чем неэтическое. Богат тот, кто все время имеет возможность зарабатывать. А это требует этичного поведения".
Заслуженный архитектор России А.Ларин не разделяет оптимистического настроя некоторых участников круглого стола. Этика и бизнес, по его мнению, абсолютно несовместимы - ведь не секрет, что на этике нельзя заработать. "Этика не только должна лежать в основе взаимоотношений между архитекторами и заказчиками. Она должна быть разлита в обществе. Иначе мы погубим планету, на которой нам довелось жить".
Ю.Калмыков не согласился со столь категоричным суждением - он полагает, что в основе бизнеса лежат этические нормы.
О взаимоотношениях архитектора и заказчика
Одна из наиболее животрепещущих тем - взаимоотношения архитектора с заказчиком. Гармонизация интересов здесь наблюдается крайне редко.
Задание основных этических норм, регулирующих профессиональное общение архитектора и заказчика - первостепенная задача.
В.Логвинов апеллирует к одному из основателей бизнес-этики Д.Карнеги, согласно которому - "если ты хочешь, чтобы твой партнер сделал по-твоему, нужно убедить его, что это выгодно ему". Отношения с заказчиком нередко переходят в дружеские, если в основе их лежит честная позиция и если клиент чувствует заинтересованность со стороны архитектора.
Б.Шабунин убежден в необходимости налаживания диалога с заказчиком. "Взаимоотношения с заказчиком сводятся в основном к его образовыванию. С частным заказчиком найти общий язык гораздо проще. Для заказчика-девелопера главная задача - выжать из строительства как можно больше денег. Архитектор ему только мешает. В этой ситуации от архитектора требуются сверхусилия, дипломатичность, а главное - убедительность концептуального решения".
"Я был председателем комиссии по этике САР, - гнет свою линию А.Ларин. - Нашей основной задачей было примирение людей. Мы ратовали за нормальные отношения с заказчиком, которого архитектор нередко обижал. Тогда такое еще было возможно! Сейчас ситуация повернулась на 180 градусов: заказчик оскорбляет и подминает под себя архитектора. К примеру, совсем недавно в центре Москвы появился рекламный баннер, на котором изображено здание в виде Зимнего дворца.
В действительности это торговый центр. Заказчик изъявил такое безумное желание, и нашелся архитектор, который его исполнил".
А.Локтев полагает, что архитектура начинается с культуры заказчика. По его мнению, именно клиент задает общий абрис и тональность архитектуры. Архитектор - это исполнитель. Особенно сегодня, когда каждый убежден, что именно он разбирается в искусстве и архитектуре и уж собственный дом как-нибудь построит.
Такой поворот темы не находит сочувствия среди присутствующих. В.Логвинов замечает: "Конечно, архитектор не в состоянии создать произведение без заказчика. Но и заказчик едва ли обойдется без архитектора. Должен быть творческий тандем".
Как это имеет место, скажем, в случае с Т.Кузембаевым, который подчеркивает роль заказчика - "архитектор все-таки идет вторым номером". Ему повезло - у него были хорошие заказчики, которые разделяли его мысль о создании комфортной среды. И он просто помогал воплощать общую идею. "А вообще - едва ли к архитектору без принципов придет порядочный заказчик".

http://archvestnik.ru/node/3131

 

Возврат к списку