СМИ

РЕЛИГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 01.05.2012

Прямые инвестиции, Москва, 1 мая 2012 6:00:00
РЕЛИГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Автор: Инна Орлова, президент благотворительного фонда "Ориентир"
Неотъемлемой частью современного образования должен стать предмет бизнес-этики, в частности, корпоративных коммуникаций и маркетинга, анализирующий нравственную ответственность современных управленцев перед обществом. Так считает Инна Орлова, президент благотворительного фонда "Ориентир", выступившего с инициативой создания учебника по бизнес-этике.
Мировые революции, следовавшие друг за другом на протяжении веков - индустриальная, культурная, информационная, - привели общество к прогрессу, но вынудили забыть об этике.
Бизнес утратил ориентацию в нравственном пространстве.
Нереальная экономика С началом эпохи капитализма кумиром людей стали деньги, они же оказались целью существования. Правда, в последнее время список кумиров пополнился, в их число попали "здоровье", "молодость", "слава" и т.д. Проблемой современного общества является гедонизм
(греч. hedone - наслаждение, этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской филосовской школой, которая целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло - что влечет за собой страдание. Гедонизм - фундаментальная философия сатанизма).
Информационный шум, который создает бизнес, заставляет человека жить в иллюзорном мире, современная мировая экономика - это скорее виртуальная реальность, чем действительный объект. Этика бизнеса превратилась в инструмент паблисити, который используют для создания красивой упаковки уродливого продукта.
Несет ли бизнес ответственность за рост самоубийств и насилия среди подростков, за увеличение числа психологических и онкологических заболеваний (в силу использования таких компонентов, как, например, парабен), количества абортов из-за потребностей косметических компаний в "абортном материале" и многое другое?
Типичным примером маркетинговой манипуляции, повлиявшей не только на определенную целевую группу, но изменившую в некоторой степени культуру потребления целой страны, стало пиво в России. Пивные маркетологи научили целое поколение культуре, а точнее бескультурью, потребления этого напитка.
Последствие маркетингового успеха налицо:
подростковый алкоголизм, люди-роботы с бутылкой пива в руке, которые, к сожалению, не в состоянии проанализировать истоки своей новой привычки. Разве кто-нибудь размышляет о том, что заставило принять это поведение за норму или даже моду?
Что подразумевается под понятием "социальная ответственность"? Это важный вопрос, на который должны ответить сегодня преподаватели бизнеса и современные менеджеры и маркетологи. Рост инвестиционных сообществ, ориентированных не только на экономические выгоды, но и на социально ответственные инвестиции становится одним из трендов современного инвестиционного рынка.
В 1990 годах известный скандинавский футуролог Ролф Йенсен утверждал, что в XXI веке компании должны будут апеллировать к сердцам, чувствам потребителей. Когда это произойдет, господствующей общественной моделью в процветающих странах будет уже не общество информации, а общество мечты. Уже тогда Йенсен предлагал добавить эмоциональности товарам и услугам. Сегодня тенденции, которые описывал Йенсен, реализуются: сформировались общество потребления и общество мечты, что особенно видно на Западе, где большое число европейцев и американцев, обращающихся к духовной стороне жизни, в особенности к восточным идеологиям, демонстрируют усталость современных людей от материальных ценностей. Тенденции, описанные Йенсенем, прослеживаются не только на потребителях товара, но и на поведении инвесторов. Стремление не только разбогатеть, но и внести в мир свое духовное мировоззрение, соответствовать сообществу единомышленников является реальностью нового мира, уставшего от прошлого и пишущего новую главу в истории человечества. Яркими примерами таких технологий являются разработки Томаса Геда (4D Branding), Майкла Портера ("пять конкурентных сил"), Майкла Ширейна ("метод Quadric").
Понятие этики в бизнесе Само понятие этики - термин, пришедший к нам из греческой культуры и философии. Он был впервые сформулирован Аристотелем как философский процесс исследования моральных и нравственных качеств определенного сообщества. Первоначально понятие затрагивало принципы совместного общежития в городах и социумах, потом стало охватывать более широкие психологические вопросы - совесть, сострадание, смысл жизни и т.д.
С развитием производственных отношений в разных странах начинают складываться и общепринятые этические нормы ведения бизнеса. Поскольку развитие этических норм и нравственных особенностей каждого народа шло параллельно с развитием религиозного самосознания нации, мы можем проследить тождество нравственных (этических) и религиозных норм в различных культурах.
Например, золотое правило этики, сформулированное еще Аристотелем (не делай другим того, чего не желаешь себе), находит отражение и в Мишне (часть Устной Торы, закон, переданный на горе Синай Моисею), и у Конфуция ("Лунь Юй" - беседы и суждения), и в христианстве
(Нагорная проповедь). Возникает вопрос: как образовалось это единое золотое правило?
Ответ может быть найден в этимологии слова "совесть", которое на всех европейских языках состоит из корня "весть, знание" и предлога "со, общее". Таким образом, мы получаем расшифровку понятия: совесть - это "общее знание", данное всем людям.
По-другому совесть можно назвать естественной нравственностью или нравственным законом, данным всем людям. Если обратиться к христианской антропологии, то мы узнаем, что естественная нравственность, заложенная в природу человека, есть проявление образа Божия в человеке, существующем по воле Творца: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт.
1:27). Душа человека состоит из воли, ума и чувств, и естественный закон запечатлен в душе каждого человека в независимости от его религиозных взглядов. Проблема современного общества особенно проявляется в том, что человек под воздействием информационного шума стал неспособен слышать голоса собственной совести. Теряя возможность самоанализа, он теряет возможность нравственной оценки собственных действий.
Несмотря на то что естественный нравственный закон заложен во всех нас и является универсальным, влияние религиозного мышления разных народов оказало огромное влияние на особое развитие этики в каждой цивилизации.
Обратимся к западной цивилизации, которая во многом повлияла на Россию и продолжает активно влиять сегодня.
Этика православия и протестантизма Развитие производственных отношений в Европе в течение последних трех веков проходило под влиянием двух основных христианских течений - католицизма и протестантизма. При этом характерно, что сегодня наиболее развитые в экономическом смысле державы - это наследники англосаксонского и немецкого протестантизма. Естественно, что основные моральные, нравственные, этические принципы протестантизма и легли в основу этики производственных отношений ведущих компаний в Америке и Европе. И именно поэтому американская и европейская наука корпоративного управления, которая стала активно развиваться с начала XX века, первоначально базировалась на перенесении этических норм протестантизма на этику ведения бизнеса (Вебер, Зомбарт, Шмоллер).
В европейской экономической науке начала XX века благодаря Максу Веберу возник новый термин - "протестантская трудовая этика". Вебер предполагал, что предприниматель не должен ставить достижение материального достатка выше этических норм поведения по отношению к наемным работникам и обществу в целом. Прибыль предпринимателя рассматривалась в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности. Требования протестантской этики описывали не только отношение предпринимателя с внешним миром, но и создавали требования к своему собственному поведению и нормам потребления приобретенного богатства. Вебер особо подчеркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом.
Кстати, именно в этом утверждении находится основное расхождение православной этики с протестантской: православный предприниматель не может расценивать богатство как знак своего успеха, богатство является для него даром от Бога, которым он должен умело распорядиться на благо не только своей семьи, но и общества. Это хорошо продемонстрировано в Евангелии в притче о неправедном управителе (Лк. 16:8). Суть притчи состоит в том, что, раздавая мирское богатство в качестве милостыни, приобретают так называемых друзей: получивши милостыню, они выступят как ходатаи перед Богом за управителя. Называя предпринимателя в притче управителем, тем самым подчеркивается, что богатство никак не является его заслугой, а представляет собой лишь возможность служения ближним.
Именно поэтому русские предприниматели до революции создали широкую социальную инфраструктуру, которой мы пользуемся и по сей день: больницы, музеи, галереи, театры, школы и т.д.
В этой плоскости видно, что стремление к скромности или даже к аскезе в обеих этиках существуют. Однако на личном уровне мы видим серьезное расхождение. Протестантский предприниматель может гордиться собой и своими успехами, православный бизнесмен воспринимает успех как временное явление, никакого отношения к личным достижениям не имеющее. Объективность такого взгляда можно продемонстрировать таким примером:
порой приложив весь накопленный опыт, связи и другие возможности, бизнесмен сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами, из-за которых сделки срываются, элемент "везения" становится ключевым. Отметим, что православный взгляд на жизнь психологически более безопасен для предпринимателя, так как снимает с него груз ответственности, который часто на Западе ведет к самоубийствам по причине личного и профессионального фиаско.
Свойством православной этики являются христианские ценности, и главная из них - смирение. В протестантской этике его заменяют понятием заслуженности награды предпринимателя от Бога.
Тем не менее благодаря переносу протестантских этических норм в сферу производственных отношений появились понятия нормирования рабочего дня, фиксированной стоимости часа рабочего времени, нормативов нагрузки на работника, социальные льготы, пенсионная политика, корпоративные институты и многие другие элементы, выражаясь современным языком, норм корпоративной социальной ответственности.
От нравственности к нормам общественного закона В первой половине XX века техническая революция дала развитие новым рыночным нишам. Возник естественный тренд на укрупнение бизнеса, который оказался настолько силен, что в 30?х годах XX века в США и Европе пришлось принять ряд законов по ограничению холдингов и монополий в ряде стратегических отраслей промышленности. Быстрый рост компаний требовал совершенно новых принципов управления. Классики теории менеджмента - Самуэльсон, Паркинсон, Маслоу - заложили теоретическую основу развития корпораций нового типа.
Отделы по работе с персоналом компаний принялись за разработку формальных документов - кодексов корпоративного поведения, корпоративных коммуникаций и других кодексов, закрепляющих набор этических критериев поведения, принципов ведения бизнеса и основ корпоративной культуры. Например, к вариантам поведения, обычно запрещенным этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, мошенничество, раскрытие секретов компании, нарушение закона и т.д.
Во второй половине XX века, в особенности после 80?х годов, деловой климат развитых экономик, в первую очередь Америки и Европы, стал меняться. Бурный рост фондовых рынков и значительное увеличение количества "публичных компаний", а также насыщение рынков товарами и услугами привели к изменению правил конкуренции и, следовательно, подходов к бизнес-этике и этике корпоративного управления.
Ряд видных американских ученых подняли дискуссию об этике в современном бизнесе с позиции морального поведения предпринимателей. Например, Милтон Фридман (американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года "за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации") и последователи его школы полагают морально допустимыми поступки предпринимателей, если они ориентированы на достижение прибыли и не вступают в конфликт с правовыми ограничениями. Важно обратить внимание на произошедшее изменение ограничительных этических рамок. Теперь это не нравственные нормы поведения (для протестантской Америки и Европы начала XX века - элементы Закона Божьего), а нормы так называемого общественного закона.
Статус "публичной компании" предполагает использование фондового рынка в качестве важного источника капитала. Отныне компания, которая хочет привлечь деньги для своего дальнейшего роста, должна "понравиться" не только банку (для получения кредита на развитие), но и всей цепочке стейкхолдеров. Это гораздо более сложная и комплексная задача. Рост "капитализации" компаний стал абсолютно необходимым условием ее успешного присутствия на рынке и жизнедеятельности. Борьба за деньги инвестора поставила перед акционерами ряд вопросов: как убедить потенциального инвестора в будущем быстром и успешном росте компании или в том, что количество клиентов, а следовательно, и объемы продаж будут постоянно и динамично расти? Так появилась идея "лояльного" клиента, который будет ассоциировать приобретение продукта компании не только с потребительскими свойствами самого продукта или услуги, но и с их некоторыми
"эмоциональными" характеристиками.
Сопричастность к успеху Понимание этого факта маркетологами и экономистами привело к революционным изменениям в области маркетинга и корпоративной этики. Понятие "управление брендом" становится неотъемлемой и важнейшей частью корпоративной стратегии.
После этого бизнес-практика сместилась от приоритета количественных факторов - математического и статистического планирования - и стала оперировать качественными или "эмоциональными" понятиями. Законы эффективного экономического роста, финансового успеха приобрели эмоциональную окраску. Успех в бизнесе теперь во многом зависит не только и не столько от правильного финансового планирования и администрирования, сколько от эмоций клиента по поводу продукта, от воздействия на его психологию.
Наибольшая клиентская лояльность достигается при "сопричастности" к успеху или эмоциональному удовлетворению от обладания тем или иным продуктом или услугой по принципу
"так же, как мой кумир". Отсюда происходит дальнейшее развитие маркетинга в сторону создания "кумира" из процесса потребления и дальше - создание "религии потребления" со всеми сопутствующими атрибутами "поклонения", своими "адептами" и "религиозными корпоративными войнами (Coca Cola, McDonalds, Apple, Nike, Harley Davidson и т.д.).
Важным фактором победоносного шествия
"религии потребления" становится процесс стимулирования продаж через инструмент банковского и корпоративного кредита. Возможность получить вожделенный продукт или услугу незамедлительно, "сейчас", а расплатиться за нее "потом" - значительно расширило рынок потребления.
"Сильный бренд" становится ключевым активом компаний, а нарастание конкуренции за ресурсы финансовые, человеческие, природные (и главное - за лояльного потребителя) поставило новую задачу перед экономической наукой: как изменить этические нормы ведения бизнеса, чтобы избежать морального конфликта внутри компании.
С начала XXI века начинается процесс размывания этических норм предпринимательства. Появляются двойные стандарты ведения бизнеса. В практике менеджмента возникает понятие "корпоративной социальной ответственности" (КСО), которое описывает систему добровольно принятых на себя компанией (и ее сотрудниками) норм и правил в области этики, экологии и т.д. с точки зрения их влияния на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. На научное (теоретическое) развитие КСО серьезное влияние в Америке оказала школа ранее упомянутого Фридмана и представителей его школы. Основная идея их теории в том, что цель корпорации - максимизировать доходы акционеров, и поэтому корпорации отвечают только перед своими акционерами, а не перед обществом. Сами корпорации должны подчиняться только законодательству стран, в которых они работают.
Данный конфликт хорошо виден через призму "сильного бренда", у которого должен быть четко прописан "каркас" ценностей. Следовательно, чем сильнее бренд, тем детальнее должны быть изложены и принципы КСО. Мы можем увидеть это на примерах таких успешных брендов, как British American Tobacco и McDonald's. Компании тратят значительные ресурсы на создание имиджа привлекательного и социально ответственного предпринимателя, но сами потребительские свойства их продукта вопиют об их социальной безответственности и разрушительном воздействии на общество.
Есть не менее вопиющие, но не так заметные в нашей жизни примеры из предпринимательской этики нефтехимических, металлургических, автомобильных и других корпораций. Важным элементом "успешности" их программ КСО является тот факт, что бенефициарами этих программ становятся покупатели продукции в одних странах, а основное разрушительное воздействие от их деятельности происходит в других частях мира.
С точки зрения этических норм ведения бизнеса этот феномен демонстрирует появление двойных стандартов. Создание и управление сильным эмоциональным брендом является отличным инструментом скрытия лукавства через стимулирование определенных эмоций, например: "повернуть жизнь к лучшему", "помочь добиться успеха, прогресса и т.д.". При этом потребительские свойства уходят на второй, если не на третий план. Маркетинг Coca Cola не построен на потребности удовлетворения жажды, а на сопричастности к успеху спортивных и поп-звезд, рекламирующих напиток.
Явно прослеживается и внедряется мысль:
Coca Cola - неотъемлемая часть нашего успеха; делай, как мы, - пей Coca Cola. С точки зрения предпринимательской этики это чистая ложь. При этом задача бренда - стать частью жизни людей на протяжении многих лет. Бренды усиливают свое влияние, все больше переходя в нематериальный элемент, несут неосязаемые психологические, эмоциональные ценности.
Например, реклама Patek Philip предлагает образ передачи "сопричастности к успеху" через отца к сыну. В данном случае это, хотя и спорное, утверждение апеллирует по крайней мере, к этическим принципам семьи. Куда опаснее с этической точки зрения выглядят маркетинговые кампании, использующие "примеры успеха" современных "кумиров", исповедующих открытый гедонизм, пренебрежение к социальным ценностям, альтернативную сексуальную ориентацию, наркоманию и порочную жизнь.
В более или менее открытой форме этими приемами, к сожалению, пользуется практически каждая компания, выпускающая бренды для молодежи.
Программирующее воздействие С точки зрения этики это не просто ложь, а уже следующий вектор развития маркетинга брендов - от воздействия на глаз или слух, через создание и поддержку ассоциаций и мифов, связанных с выбором товара, до формирования "желаемой" окружающей среды обитания, наиболее привлекательной для жизнедеятельности и развития личности. То есть создание привлекательного образа морально безответственного потребителя-гедониста, не обремененного проблемами семьи, общественного служения, патриотизма. Можно предположить, что следующий этап развития брендинга, тем более работа в этом направлении успешно ведется (особенно в секторе электронной коммерции, компьютерном игровом пространстве, фармацевтике и др.), - это "программирующее" воздействие - влияние на волю и свободу выбора человека. Использование накопленных баз данных о потребительских преференциях человека позволит влиять на покупательскую активность уже на подсознательном уровне. Другими словами, человек уже не сможет ответить на вопрос, почему он приобретает этот товар или услугу, но будет делать этот выбор снова и снова. Процесс "зомбирования" достигнут.
К сожалению, добрые начала протестантской бизнес-этики ушли в прошлое, и новая постхристианская цивилизация уже предлагает свою бизнес-этику, нацеленную на уничтожение свободы выбора и воли человека.
Разрушение первичных нравственных и этических принципов предпринимательства в связи с жаждой прибыли и отсутствием государственных и общественных законодательных рамок, с одной стороны, оскудение общественной морали, полное самоустранение общественных институтов от воспитательной функции - с другой, ведет общество через путь двойных стандартов к ложным "кумирам" и дальше, через отвержение здравого смысла, к добровольному порабощению воли.
* * *
На наш взгляд, именно российские компании, активно включившиеся и в международный бизнес, способны сегодня создать этическое позиционирование, которое поможет остановить деградацию современного общества. Более 70 лет изоляции России от мирового бизнес-сообщества дают возможность отечественным предпринимателям осмысленно подойти к этике бизнеса, не копируя существующие ошибки транснациональных компаний, а соединяя лучшие традиции русского предпринимательства, исконно русской этики, а также эффективного опыта мировых бизнес-практик.
Неотъемлемой частью образования должен стать такой предмет, как бизнес-этика, в частности - этика корпоративных коммуникаций и маркетинга, анализирующий нравственную ответственность современных управленцев за деятельность компаний. Необходимо показать молодым людям принадлежность к православной цивилизации, продемонстрировав весь кладезь духовного знания и святоотеческого опыта, накопленного в области нравственности в России. Это может сыграть важную роль в преодолении морального разрушения Российского общества.
Какими нравственными критериями вы руководствуетесь при выборе инвесторов в вашем регионе?
Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области:
"На заре рыночной экономики на инвестора смотрели то как на спасителя, то как на мешок с деньгами. Ну а деньги, дескать, не пахнут. К счастью, эти времена уже прошли. Сегодня, делая выбор из предложенных нам инвестиционных проектов, мы, во-первых, смотрим на природу бизнеса.
Не в нашей компетенции определять происхождение капитала - если есть какие-то сомнения, то это дело правоохранительных органов.
Но мы можем отказать и по этическим соображениям. Ведь неизвестно чего будет больше - вреда или пользы - от размещения на территории региона, скажем, производств международных табачных или алкогольных компаний. Во-вторых, огромное значение имеет репутация инвестора - то, насколько честными являются подходы компании к ведению бизнеса. В моей практике был случай, когда мы отказали производителю автокомпонентов, который заявило намерении построить в Нижегородской области завод. Каждый раз, встречаясь с представителями этого инвестора, мы получали в свой адрес растущие требования:
сделайте нам то, сделайте это.
С нами разговаривали языком ультиматумов, что на деловых переговорах - моветон. Я поинтересовался "послужным списком" этой компании и узнал, что они уже заволокитили несколько проектов в других регионах. Сложно иметь дело с людьми, которые не держат своего слова. Разумеется, мы отказали этому инвестору - мы не папуасы, чтобы продаваться за зеркальце и бусы. Третьим принципиальным моментом является уровень технологической и корпоративной культуры. Прошло то время, когда мы были рады любому инвестору: нас больше не устраивает мелкосерийная отверточная сборка и низкоквалифицированный труд типа "круглое - катать, квадратное - таскать".
Региону нужны социально ответственные компании, внедряющие самые передовые технологии, создающие высокооплачиваемые рабочие места с перспективой профессионального и карьерного роста для нижегородцев".
Виктор Ишаев, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе:
"Когда мы говорим о государственно-частном партнерстве, то имеем в виду, что бизнес должен брать на себя ответственность за экономику и социальную среду своей улицы, района, города, края, в зависимости от масштабов предприятия. А государство должно не душить бизнес в угоду сиюминутных интересов, а обеспечивать ему развитие в стратегическом масштабе. Поэтому безнравственным я считаю, например, то, что происходит сегодня на рынке ценообразования бензина, - это показатель отсутствия правил, установленных государством, и социальной ответственности у предпринимателей. Нам нужны такие правила и механизмы регулирования бизнеса, чтобы у компаний не было возможности быть безнравственными по отношению к жителям региона".
Олег Ковалев, губернатор Рязанской области:
"К сожалению, мы не можем похвастаться тем, что инвесторы выстраиваются в очередь работать в Рязанской области. Мы стараемся создавать для потенциальных инвесторов самые благоприятные условия для работы. Если говорить о нравственных критериях, то для нас принципиально, прежде всего, "чистое досье" инвестора, то есть его репутация. Очень важно, чтобы у компании не было ни обманутых дольщиков, если говорить о строителях, ни долгов по налогам и зарплате сотрудникам, ни брошенных производств. Мы руководствуемся принципом: "Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она мышей ловила". Поэтому если компания "чистая", если она в состоянии качественно реализовать проект и принести реальную пользу региону, то такой инвестор может рассчитывать на наше максимальное содействие. Мы готовы к честному двустороннему сотрудничеству с инвесторами и надеемся строить в первую очередь доверительные и долгосрочные отношения".
в библиотеку
Уильям Бернстайн. Разумное распределение активов.
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
Эта книга - для инвесторов, точнее для тех, кто собирается им стать. Это пример того, как можно просто и внятно говорить о сложных вещах. В книге речь идет о рисках и доходности ценных бумаг, о поведении портфелей со множеством активов, об оптимальном распределении активов, об эффективности рынка, об инвестиционных ресурсах и других вещах, которые необходимо знать тем, кто приходит на фондовый рынок. Конечно, в книге есть и графики, и таблицы доходности разных активов, и исторические анализы. После каждой главы даны краткие и простые резюме.
Автор очень внимателен и доброжелателен к читателю. Он советует не спешить, внимательно изучая книгу. Читать ее лучше по утрам, не больше чем по часу в день. А во введении предлагает "дорожную карту". Пункт первый гласит: "Сделайте глубокий вдох и ничего не предпринимайте несколько недель или месяцев. Нет никакой срочности немедленно и радикально менять систему своих финансов". У инвестора впереди вся жизнь, поэтому лучше как следует подумать, не бросаться с головой в омут, чтобы не наделать ошибок.
Маргарет Тэтчер. Искусство управления государством: Стратегии для меняющегося мира. М.: Альпина Паблишерз, 2012.
Картина мира, представленная Маргарет Тэтчер, ее видение сегодняшних и завтрашних проблем могут вызвать целую гамму чувств: от полного одобрения до бурного протеста, за исключением одного - равнодушия.
Но вопрос не в том, кому "железная леди" нравится, кому нет. Не нравится - не читай. Эта книга - глубокий научный труд, написанный общественным деятелем мирового значения. В книге можно выделить четыре блока вопросов. Во?первых, это подведение итогов ушедшей эпохи - размышления над уроками холодной войны, прошлой и нынешней ролью США. Во?вторых, оценка путей развития России, Китая, Индии и стран Дальнего и Ближнего Востока. В?третьих, угрозы, которые представляют для мира нестабильность на Балканах, исламский экстремизм и международный терроризм, а также стратегии, позволяющие противостоять им. И наконец, процесс интеграции в Европе, таящий в себе опасность незаметного расширения власти международных институтов в ущерб независимости национальных государств.

 

Возврат к списку