СМИ

НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН БИЗНЕСА 01.05.2012

Прямые инвестиции, Москва, 1 мая 2012 6:00:00
НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН БИЗНЕСА
Автор: АЛЕКСАНДР ТРУШИН
Репутация предпринимателя должна стать основой организации бизнес-сообщества. Так считает директор Центрального экономико-математического института академик РАН Валерий Макаров.
- Валерий Леонидович, когда речь заходит о нравственности и этике бизнеса, обычно вспоминают Макса Вебера, его "Протестантскую этику и дух капитализма" и последующие западные исследования. А есть ли подобные научные труды в России?
- У нас фундаментальных книг на эту тему нет. Но, например, мой друг Арон Каценелинбойген, в свое время работавший в ЦЭМИ и уехавший в США в 1970?х годах, стал профессором Пенсильванского университета и написал книгу "Этика в экономике". Его можно считать воспитанником нашей экономической школы.
- Почему в современной России этой проблеме уделяют так мало внимания?
- Российское бизнес-сообщество пока еще слабо организовано. Есть отдельные организации - РСПП, "Деловая Россия" и др. В основном их создают по отраслевому принципу. Есть отдельные островки, но объединяющей весь бизнес организации нет. На некоторых островках эти вопросы поднимаются, но назвать эти попытки успешными нельзя.
- На ваш взгляд, какой должна быть первостепенная тема в широком круге этических проблем?
- Мне кажется, это тема репутации. В российском бизнесе такой институт еще не сложился. А вот в науке он существует - помимо официальных ученых степеней и званий. И научная репутация может не совпадать с формальными степенями. Можно не защитить докторскую диссертацию, но иметь высокий авторитет в научных кругах. Ученые друг друга знают, и репутация для нас имеет большое значение.
- И этот авторитет завоевывается результатами научных исследований?
- Да, конечно. Репутация складывается из результатов деятельности, из докладов, с которыми ученый выступает на конференциях, из опубликованных работ, из монографий.
В нашем бизнес-сообществе понятие репутации, наверное, уже формируется. В принципе, бизнесмены знают друг о друге: кто лучше, кто хуже, кто управленец высокого класса, кто пониже. Но какой-то систематической работы в этом направлении нет. В развитых рыночных экономиках для компаний-хедхантеров, подбирающих людей на высокие должности, репутационная составляющая чрезвычайно важна. В "Пепси-Колу" или "Майкрософт" не возьмут человека, не обладающего высокой репутацией, достижениями. Если такой институт у нас заработает, тогда каждый бизнесмен будет заботиться, чтобы хранить свою чистую, незапятнанную репутацию. Ему труднее будет нарушать этические нормы.
- Давайте рассмотрим проблему репутации в трех направлениях: для партнеров по бизнесу, для кредитных учреждений и для потребителей.
- Вы правы, репутация как бы "расщепляется" по этим направлениям. И репутационная оценка бизнесмена в разных группах может отличаться. Например, если считать сильным организатором человека, который может реализовать крупный проект, - это одно. Таким человеком с высоким уровнем стратегического мышления считают в высших кругах Анатолия Чубайса. Но в глазах простых людей у него репутация очень низкая. Возможно, из-за того, что он мало внимания обращает на то, как его деятельность отражается на людях. Как связать одно с другим - это серьезный вопрос, и пока он остается без ответа.
Для банка, выдающего кредит бизнесмену, важна его кредитная история, нужен положительный ответ на вопрос, своевременно ли он возвращает деньги. А человеку, покупающему в аптеке лекарства, важны гарантии качества продукции. Он хочет быть уверен, что ему не продадут подделку. И вот здесь этические вопросы выходят на первое место. Если в аптеку пришел больной человек, нельзя ему продавать вместо лекарства плацебо. Если ты владелец аптеки, реализуй качественные препараты, это - основа твоей репутации перед потребителями.
И опять же, для Министерства здравоохранения такая репутация не существенна, потому что его интересует только лишь план продаж.
Думаю, все-таки, должна быть еще и какая-то синтетическая репутация. Этика в любой сфере бизнеса одна. Не может быть одной этики у банкиров, другой - у ретейлеров. В конечном счете все бизнесы работают на потребителя.
- Итак, репутация может быть разной в глазах разных групп людей, а этика едина?
- Безусловно. Считается, что у криминала - своя этика, у законопослушных людей - другая, а у политиков - третья. Я думаю, это ошибка. Криминальная этика в обществе не признается именно потому, что она криминальная. Этические нормы должны быть едины, независимо от категорий людей, от их взглядов, в том числе и религиозных. Этические нормы в разных религиях могут по-разному формулироваться, но по сути очень близки - и в христианстве, и в мусульманстве, и в иудаизме, и в буддизме. Я думаю, что это вообще идет от единой природы человека.
Иммануил Кант говорил: "Две вещи приводят меня в священный трепет: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас".
Внутри человека заложено правильное понимание этических норм. И это понимание не может быть в одном человеке одним, в другом - другим. Значит, это то, что должно людей объединять, кем бы они ни были.
Точно так же общим, единым для всех групп и категорий людей должно быть понятие справедливости. И для бизнеса это тоже одна из главных норм жизни. Допустим, приватизация должна быть справедливой. И каких бы партийных взглядов ни придерживались люди в этом процессе, справедливость для них может быть только одна. Если появляются другие соображения, это уже не справедливость.
Мне не очень нравится термин "общечеловеческие ценности", потому что под него можно много чего подводить. Но что касается ценностей морально-этического характера, то они должны быть едины для всех людей.
- Нравственный закон внутри нас, о котором говорил Кант, имеет трансцендентное происхождение или это результат развития человечества в течение тысяч лет?
- Трудно сказать, что сам Кант имел в виду, когда писал такие замечательные слова. На самом деле понятие этических представлений, действительно, развивается. Может быть, Боги подсказал что-то пророку Моисею, но процесс развития нравственных норм идет.
У нас есть очень известный ученый, директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов. Его специальность - этика. В своих книгах он подчеркивает, что есть личности, являющиеся носителями этики, проводниками моральных норм. И массы людей их слушают.
Гусейнов пишет о том, что с развитием человечества развивались и этические нормы.
- Например, есть различия между Ветхим заветом и Новым. В Ветхом - "око за око", в Новом - "возлюби врага твоего".
- Конечно. Такие исторические перемены в области этики и нравственности в течение тысячелетий все же происходят, и они влияют на реальную практику людей.
- В нашем современнике этику и нравственность можно воспитывать?
- Думаю, да. Но есть разные уровни этики. Есть табу, общественные нормы поведения, которые дети усваивают в процессе воспитания.
А есть и другое, например понятие стыдливости. У большинства людей это врожденное свойство, его не надо специально воспитывать. Но большинство социальных норм усваивается именно методом воспитания. Если воспитание хромает, то получается неполноценный человек. И главный воспитатель - это все-таки семья.
- Иногда говорят так: в СССР действовал моральный кодекс строителя коммунизма, потом мы в социализме разочаровались, и в рыночной экономике стало можно все... Так?
- В моральном кодексе строителя коммунизма ничего плохого нет. Он очень близок к Нагорной проповеди Христа. Это тысячелетиями проверенные вещи. Но в советские времена общество, народ, были более сплоченными. Люди лучше понимали друг друга.
И когда кто-то нарушал этические нормы, ему становилось некомфортно в обществе. Дело не в Уголовном кодексе. Советская общность просто была так устроена, что человек меньше нарушал законы, потому что было общественное осуждение, которое было важным.
В наше же время это осуждение стало очень слабым. Возьмите тему плагиата. Президент Венгрии много лет назад в диссертации что-то у кого-то списал. Сейчас он чувствует себя крайне некомфортно и думает: уходить или не уходить с президентского поста. Хотя есть умные люди, которые говорят, что человек 20 лет назад и человек сейчас - это разные люди. Да, он совершил ошибку, но сейчас-то он другой человек. Тут все не так однозначно.
Но главное, что общество его осуждает.
А возьмите наше общество: плагиат на каждом шагу. Я работаю в ВАКе председателем экспертного совета. И вижу, что плагиат имеет место чуть ли не в каждой второй диссертации. И это не осуждается. Говорят: ну да, он не сослался на кого-то, не доработал. А на самом деле плагиат - это воровство интеллектуальных ценностей. Так происходит потому, что формирующееся гражданское общество еще настолько слабо, что плагиатор не чувствует себя некомфортно.
То же и в бизнесе. Можно взять в долг и не отдать - это на каждом шагу происходит. Лет 40 назад у меня были два студента. Они в детский сад ходили вместе, сидели за одной партой в школе, поступили в университет и в одной группе учились. Потом пришли времена рыночной экономики. У одного были богатые родители. Другой, чтобы организовать свой бизнес, занял у него приличную сумму денег и не отдал, сейчас живет где-то в другой стране. Эта история на меня произвела сильное впечатление. Значит, у одного из друзей этого кантианского морального закона не было. Взять и не отдать - это он считал нормальным. В нашем нынешнем обществе это не осуждается, хотя мы уже больше 20 лет живем при новом строе.
- Но 20 лет для общества - еще не срок.
- Не так много, согласен. Это практически одно-два поколения. Одно поколение старше становится, приходит молодое, они, как говорится, еще только притираются друг к другу.
- Карл Маркс писал со ссылкой на одного английского журналиста: "Нет такого преступления, на которое не пойдет предприниматель ради 300% прибыли". Означает ли это, что бизнес изначально безнравственен?
- Я думаю, это относится не только к бизнесу. Любой человек может оказаться вдруг в такой ситуации, когда появляется возможность схватить жар-птицу за хвост, но при этом приходится серьезно нарушить общечеловеческие нормы. Но я бы не ставил так вопрос, что сам бизнес аморален или толкает людей на преступления. На войне происходит то же самое. Любой генерал, командир дивизии, каждый день решает проблему: послать 10 человек на верную смерть, чтобы тысяча выжила. Действия генерала на войне - это постоянная борьба внутренних моральных норм.
Так же и у бизнесмена происходит внутренняя борьба. Ему надо зарабатывать: чем больше он денег заработает, тем более успешным окажется.
Сегодня мы видим, как сплошь и рядом нарушаются экологические нормы, например, при добыче нефти на Сахалине зарубежными компаниями. Ради прибыли они не вкладывают деньги в сохранение природы, не применяют новые технологии и губят окружающую среду. Казалось бы, западные люди, воспитанные в современной рыночной экономике, где надо соблюдать все нормы и правила. А здесь, как выяснилось, можно губить нашу природу.
Так что мне кажется, неправильно утверждать, что бизнес заставляет людей идти против морали и нравственности, нарушать общепринятые нормы. Когда появляется возможность сумасшедшей прибыли - не каждый может выдержать. Вы идете по улице и видите: впереди у женщины что-то из сумочки выпало. Открываете, а там бриллианты. Перед вами та же проблема: либо вы сразу разбогатеете, либо догоните ее и скажете, что она это потеряла. Разные люди поступают в таких ситуациях по-разному.
Мысль Маркса заключалась в том, что бизнес - это такая область, где можно очень быстро обогатиться. В бизнесе чаще, чем в других сферах жизни, проверяется моральный уровень человека. И если твой этический уровень достаточно высок, надо его держать. Особенно если ты дорожишь своей репутацией. Если хочешь сохранить репутацию, надо воздерживаться от необдуманных поступков. Но, повторяю, должен заработать общественный институт репутации.
- На ранней стадии развития российского капитализма (вторая половина XIX - начало ХХ века) репутация была очень важным фактором предпринимательской деятельности. Потом не стало предпринимателей, не стало и репутации. А как его оживить, как возродить?
- Вы упоминали в начале разговора Макса Вебера. Действительно, европейский протестантизм способствовал развитию капиталистических отношений. У нас капитализм начался в значительной степени в среде старообрядцев. У них были свои отношения, своя этика. Они друг другу доверяли стопроцентно.
И параллельно развивалась в обществе этика купеческая. А купцы - это же выходцы из народа, не аристократы, не интеллигенция. Возможно, они не любили писать документы, договоры и т.д. Но слово купца, если он что-то пообещал, было надежнее, чем документ. Выполнение слова было нормой купеческой этики.
А сейчас что значит слово? Роман Абрамович перед английским судьей говорит, что Борис Березовский ему что-то пообещал. Судья, и с ним весь мир, над ними смеется. Конечно, воровская этика 1990-х - дело прошлое, оно уходит в небытие. У нас начинает формироваться гражданское общество. И я надеюсь, что общество бизнесменов сможет структурироваться лучше, чем сейчас. Я оптимист и надеюсь, что мы не катимся вниз, не превращаемся в пещерных людей. Потому что внутри насесть нравственный закон.

 

Возврат к списку