СМИ

НРАВСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА - КЛЮЧЕВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 31.05.2012

Экономические стратегии, Москва, 31 мая 2012 6:00:00
НРАВСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА - КЛЮЧЕВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Автор: Христоф Штукельбергер
5 декабря 2011 года в Институте экономических стратегий прошел мастер-класс профессора Христофа Штукельбергера, посвященный этике бизнеса и управления. В своем выступлении Х. Штукельбергер остановился на многогранности кризисных явлений, происходящих в мире. Отметил, что системный кризис, развитие которого мы сейчас наблюдаем, состоит из совокупности финансового, экономического, политического, этического, духовного, социального и научного кризисов. Детально рассказал о своем видении глобальных ценностей, которые являются едиными для всех культур и религий, и составляющих этих ценностей, а также высказал мнение о том, как можно выйти из сложившейся кризисной ситуации и решить вставшие перед мировым сообществом проблемы.
Тема, которая сегодня интересует меня более всего, - движение по направлению к глобальной нравственной экономике, ценности свободы, равенства и устойчивого развития.
Я разделю свое выступление на три части. Первая часть - анализ нынешнего кризиса, вторая - нравственные ценности и третья - как выйти из кризиса.
Нынешний кризис состоит из семи так называемых подкризисов. Первый из них - финансовый кризис, начавшийся с кризиса стандартной ипотеки в США и продолжившийся в 2008-2009 годах во всем мире. За ним последовал экономический кризис, который в свою очередь привел к политическому кризису - в последние годы происходит глобальный сдвиг центров силы в Азию. За всем этим стоит еще и этический кризис, глубокий кризис доверия, свидетельством которого является, например, то, что банки перестают занимать друг другу деньги. Не менее глубок духовный кризис: мы не знаем, куда идти, мы запутались. Отсюда кризис экономической науки, кризис подготовки кадров, так как возникает вопрос к экономистам: кого вы готовили на протяжении последних двадцати лет, если эти специалисты привели нас к кризису? И все это вместе взятое можно назвать системным кризисом.
Рыночная экономика, а особенно финансовые рынки, основана прежде всего на росте, на конкуренции, на жадности. В ее фундаменте - скорость и максимизация краткосрочной прибыли.
Государственное регулирование всех этих процессов на Западе критиковалось как системная ошибка. Централизованная плановая экономика в коммунистических странах развалилась, но и капиталистическая либеральная рыночная экономика близка к развалу. Сегодня мы должны ответить на вопрос: в каком направлении двигаться? В связи с этим важно определить совокупность необходимых нравственных ценностей.
Начну с ценности свободы, точнее, со свободы принятия решений в экономике. Экономическая свобода - это важная часть свободы вообще. Люди, живущие в бедности, лишены свободы принятия решений, они вынуждены покупать самые дешевые товары. Иначе говоря, экономическое развитие, развитие производительности есть необходимое условие, необходимая предпосылка экономической свободы. Но свобода как таковая не сводится лишь к экономической свободе, ее составляющими являются также идеологическая, социальная, экологическая свобода и т.д.
Вторая фундаментальная ценность - справедливость или равенство. Если свобода существует только за счет более слабых, то общество рано или поздно погибнет. Вопрос заключается в том, как построить свободную экономику, которая бы гарантировала всем равный доступ к благам. Справедливость, основанная на экономических результатах, означает, что размер прибыли должен зависеть от качества продукции. Но есть еще и справедливость в контексте потребности. Например, инвалиды должны как-то выживать. Также важна так называемая процедурная справедливость: заключая договоры с партнерами, подписывая какие-то документы, вы должны быть уверены, что они не будут нарушены. В мире существует множество видов неравенства, оно есть не только в экономике, но и в научной сфере. В частности, в странах Северной Америки и Европы количество научных публикаций гораздо больше, чем в странах Африки и Латинской Америки.
Третьей ценностью является устойчивость. Сейчас очень много говорится о том, что каждое предприятие, каждая компания должны что-то делать для окружающей среды. Вопрос в том, как построить свободную, справедливую экономику, которая станет развиваться с учетом интересов будущих поколений. Исчисляя те или иные экономические показатели, например при добыче природных ресурсов, мы исходим из материальных затрат, учитываем человеко-часы, но забываем о том, что вложила в данный процесс природа, которая ту же нефть создавала миллионы лет. Если принять за 100 процентов все ценности, существующие в мире, то 95 процентов этих ценностей созданы природой, 3 процента - это результат работы в так называемом формальном секторе и 2 процента - работы в так называемом неформальном секторе. Знаменитый ВВП отражает в основном эти 3 процента. Устойчивая экономика нуждается также и в другой системе показателей, в индикаторах. Четвертая ценность - служение, хотя, возможно, это звучит странно. В качестве примера я приведу притчу о хорошем домохозяине из Евангелия от Луки. Хорошего хозяина от плохого отличает то, что он не только эксплуатирует, не только владеет, но и заботится о своих слугах и подчиненных, об их будущем.
Пятая ценность - это забота. Я ее определяю как способность трансформировать чувство жалости в конкретные действия по отношению к себе и другим людям. В прошлом году я читал лекцию в Китае и спросил свою китайскую коллегу, экономиста: что такое для вас экономика? Она ответила: цель экономики - создавать прибыль. И тогда я сказал: конечно же, прибыль очень важна, но это не самоцель, Мне кажется, цель экономики - производство товаров и услуг, которые удовлетворяли бы спрос граждан. В долгосрочной перспективе этого можно достичь только при наличии прибыли, но основная цель - именно забота о потребностях человека. Важно понять, что такое нравственная экономика. Говоря о заботе, мы должны ответить на пять вопросов. Кто должен заботиться? Компании, потребители, государство с его регулирующими механизмами?
Зачем? Как долго, на какой срок? На какие средства мы будем осуществлять заботу? Невозможно заботиться о ком-то или о чем-то, если нет денег или свободы принятия решений. Наконец, пятый вопрос - это вопрос ответственности. Например, политик ответствен перед своими избирателями, а компания перед своими акционерами, а также перед потребителями и обществом в целом.
Рассуждая о современной нравственной экономике и общественном благе, нельзя не задаться вопросом о том, носят эти проблемы глобальный характер или это ценности только западного мира.
Несомненно, такие ценности, как справедливость, свобода, забота укоренены в любом обществе. Если, допустим, мы собираемся торговать с Китаем, то обязательно задаем себе вопрос: а есть ли у нас какие-то общие ценности? Мы с китайскими коллегами пришли к выводу, что определенное сходство между нами есть, хотя имеются и весьма глубокие различия. Другое измерение заботы - это то, что я называю пять кож. Первая, биологическая, кожа покрывает и защищает тело человека. В роли второй кожи выступает одежда, которая необходима каждому из нас. Третьей кожей является жилище. Четвертая кожа - общество себе подобных, без которого человек жить не может. И пятая кожа - это атмосфера Земли. Так вот, цель экономики заключается в обеспечении и защите этих пяти кож, обеспечивающих нашу жизнь. Газовая отрасль России поставляет газ, что позволяет отапливать дома в Швейцарии - отличная услуга. Именно это делает ведение бизнеса осмысленным.
Я начал с того, что сказал о семи кризисах. Теперь я хочу рассмотреть эти семь кризисов как несколько возможностей. Прежде всего, следует переориентировать финансовый сектор. Проблема финансового сектора в США и странах Западной Европы заключается в том, что он перестал работать на реальную экономику и создал свой микромир, оторванный от материального производства. По некоторым оценкам, 97-98 процентов всех трансакций в финансовом секторе не связаны с реальным производством. Следует переформулировать подход к экономике, переструктурировать экономику в плане ее большей устойчивости и эффективности. Существует очень много предложений и исследований на эту тему, например исследование Агентства ООН по окружающей среде, посвященное зеленой экономике. В плане нравственного кризиса актуален поиск баланса между свободой и справедливостью. Чтобы преодолеть духовный кризис, мы должны многое переосмыслить и перейти к более человекоориентированной экономике. Экономика - это не только математика. В прошлом экономические теории и воззрения развивались на философской почве, будь то концепция Карла Маркса или Адама Смита.
Сейчас чрезвычайно велик спрос на новые модели в экономике. Об этом, в частности, свидетельствуют труды таких экономистов, как специалист в области этики Ханс Кюнг, Петер Бехингер, написавший книгу, которая по-немецки называется "Зачем нам сильное государство?", автор книги "Падение американской империи, а что потом?" Йохан Гальтунг, Пауль Дембинский, автор труда "Как поставить финансовый сектор на службу людям?".
Думается, что нравственная рыночная экономика должна базироваться на следующих принципах:
скромный рост, устойчивость, забота, способность делиться, ориентация на потребности, экономическое развитие с человеческим лицом и, последнее, долгосрочная оптимизация прибыли. В современных условиях нужен баланс между государственным регулированием и свободными рыночными отношениями. А уравновешивать и контролировать отношения государства и рынка должно гражданское общество.
Одна из причин кризиса в том, что в современном обществе вопрос ставится "или - или". Или государственный контроль, или полная свобода рыночной экономики. Государство лишь задает рамки, внутри которых рыночная экономика свободно функционирует. В заключение я хотел бы сказать несколько слов о ситуации с евро. Если несколько месяцев назад обсуждался отдельно греческий кризис, итальянский кризис, проблемы в испанской экономике, то сейчас вопрос ставится иначе: выживет ли евро? Важно понять, какова нравственная подоплека этого кризиса. Евро как единая валюта способствует стабильности, экономическому процветанию и сокращает региональное неравенство.
Но сейчас становится ясно, что все имеет свою цену.

 

Возврат к списку