СМИ

СХВАТИ И СОХРАНИ 29.10.2012

Коммерсантъ # Тематические приложения, Москва, 29 октября 2012 6:00:00
СХВАТИ И СОХРАНИ
Автор: Андрей Новиков, Денис Камышев, "Эрнст энд Янг"
Российские бизнесмены считают риски мошенничества гораздо более существенными, чем их западные коллеги, однако гораздо менее активно борются с данной угрозой. Возможно, одна из причин этого противоречия в том, что большая часть хищений осуществляется топ-менеджерами. В такой ситуации без внешнего консультанта собственникам компании не обойтись.
Создание эффективных инструментов противодействия мошенничеству представляет собой актуальную задачу для любой компании. По результатам европейского исследования по вопросам управления рисками мошенничества, проведенного компанией "Эрнст энд Янг" в 2011 году, 93% российских респондентов указали на широкое распространение коррупции и взяточничества в стране, тогда как средний результат по Европе составил 62%. Причем только 19% считают, что компания в течение последних нескольких лет прилагала все больше усилий к тому, чтобы бороться с мошенничеством (второй с конца показатель по Европе).
Исследование безопасности бизнеса в российских компаниях, проведенное в 2011 году российским отделением Ассоциации сертифицированных специалистов по борьбе с мошенничеством (Association of Certified Fraud Examiners - ACFE), показало, что потери от хищений и мошенничества составляют 30 коп. с каждого рубля, затраченного на ведение бизнеса, а от объема реализации - еще около 16%. Хищения со стороны сотрудников и менеджеров среднего звена приводят к существенным потерям для бизнеса, а хищения, совершаемые высшим менеджментом, из-за своих масштабов являются стратегической угрозой для компаний. Треть опрошенных экспертов считают, что затраты на безопасность бизнеса как минимум окупаются, еще треть - что окупаются многократно. Результаты исследования компании "Эрнст энд Янг" (Европейское исследование по вопросам управления рисками мошенничества, "Эрнст энд Янг", 2011 год) указывают на недостатки в системе противодействия коррупции в российских компаниях. Так, только 43% российских респондентов указали на наличие антикоррупционной политики и кодекса корпоративной этики в их компаниях и только 32% отметили существование четких штрафных санкций за нарушение данных политик. А в тренингах по антикоррупционной политике участвовало всего 18% российских респондентов.
Поэтому неудивительно, что все больше компаний вкладывают как людские, так и финансовые ресурсы в создание систем противодействия мошенничеству.
В наиболее полном виде система противодействия мошенничеству включает в себя совокупность взаимодействующих между собой контрольных подразделений, в которую входят: внутренний аудит, служба безопасности, подразделение комплаенс и юристы. Несмотря на то что, по мнению экспертов, служба безопасности и аудит являются наиболее эффективными из подразделений, обеспечивающих безопасность бизнеса, каждая из составных частей системы противодействия мошенничеству необходима и решает свою задачу.
Рассмотрим один из примеров такого взаимодействия.
Подразделение комплаенс осуществляет контроль соблюдения политик и процедур и является своего рода системой раннего предупреждения (early warning system). Она контролирует риск - индикаторы, которые сигнализируют о неблагополучии в том или ином бизнес-процессе, выявляет инциденты и нарушения. При наличии в этих нарушениях признаков злоупотреблений и мошенничества привлекается служба внутреннего аудита, которая углубленно расследует состояние дел в бизнес-процессах, где были зафиксированы нарушения. Если в ходе проведения аудита подозрения подтверждаются, вступает в действие служба безопасности. Юристы могут подключаться на любом этапе противодействия хищениям и мошенничеству для соблюдения законности порядка расследования и обеспечения юридически доказательной силы улик, собранных в ходе расследования, в суде. По результатам работы принимаются меры дисциплинарного или административного характера или компания обращается в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
Не будем приводить примеры других типов взаимодействия, так как их может быть великое множество.
При этом, как правило, наиболее осведомленными о правонарушениях лицами в компании являются ее сотрудники. Они видят все, что происходит как на уровне исполнителей, так и на уровне среднего и высшего руководства. Для обеспечения успешности программ противодействия и расследований их важно вызвать на откровенность, заинтересовать, разговорить и защитить.
Разговорить и защитить помогает анонимная горячая линия, которая, по мнению российских экспертов, является наиболее эффективным инструментом выявления фактов мошенничества и неотъемлемой частью программы по противодействию мошенничеству.
Заинтересовать можно несколькими способами. Один из них - это формирование в сознании сотрудников компании заинтересованности в лучших результатах работы компании, а также подхода "воруешь у компании - воруешь у себя". Другим способом может являться внедрение правил наподобие американского закона Додда - Франка, когда информатор получает за подтвержденную информацию о хищении какой-то процент от штрафа (в нашем случае - процент от украденной суммы). Мы часто слышим мнение, что такое недопустимо в нашем обществе, в котором "человек человеку друг, товарищ и брат". То же самое говорили про горячую линию пять лет назад, но теперь она повсеместно используется.
Как показал опрос, проведенный российским отделением ACFE, более 90% от объема хищений осуществляется (46,5%) или инициировано (45,2%) высшим руководством компаний. Ярким примером служит выявленный в 2011 году факт мошенничества в одной крупной российско-британской нефтяной компании, один из подрядчиков которой был аффилирован с ее высшим руководством. В целом во всем мире объем хищений, осуществляемых высшим руководством, составляет 60%. Причем в 17% случаев в этих хищениях замешаны члены совета директоров, то есть той структуры, которой подчиняется внутренний аудит. Наиболее распространенными формами мошенничества в этом случае являются искажение управленческой и финансовой отчетности или прямой сговор/ аффилированность с подрядчиками - сращивание интересов. Для минимизации риска подобных хищений при недостатке по тем или иным причинам внутреннего ресурса компании могут использовать независимые организации, специализирующиеся на отслеживании справедливости выставленных счетов, соответствия их заключенным договорам и выполненным работам и переговорах с подрядчиками. Такие организации также можно использовать в случае конфликта акционеров, когда один из них подозревает другого в нечестном ведении бизнеса.
Как мы уже упоминали, важным аспектом противодействия хищениям и мошенничеству является воспитание лояльности коллектива по отношению к компании.
Это касается как сотрудников и менеджеров среднего звена, так и высшего руководства, которое зачастую путает интересы компании со своими. Чтобы коллектив был лоялен по отношению к компании, необходимо, чтобы компания была лояльна по отношению к коллективу. Однако в настоящее время программа формирования культуры ведения бизнеса в российских компаниях осуществляется формально. Конечно, это очень трудный, долгий и непрерывный процесс, но в воспитании коллектива в духе лояльности компании кроются большие резервы для снижения риска мошенничества.
Заканчивая статью на оптимистической ноте, приведем результаты уже упоминавшегося исследования "Эрнст энд Янг", согласно которым 68% российских респондентов считают, что высокая репутация и этическое поведение являются конкурентным преимуществом компании. Кроме того, 60% российских респондентов не хотели бы работать с компаниями, вовлеченными в крупные коррупционные скандалы (в сравнении с 53% в среднем по Европе).
Более 90% хищений осуществляется или инициировано высшим руководством компаний.

 

Возврат к списку