СМИ

ЗАКОН В РОССИИ ХОРОШИЙ, НО КОРРУПЦИИ ЭТО НЕ МЕШАЕТ 10.08.2012

Московские новости.ru, Москва, 10 августа 2012 19:48:00
ЗАКОН В РОССИИ ХОРОШИЙ, НО КОРРУПЦИИ ЭТО НЕ МЕШАЕТ
Автор: ИРИНА ГРАНИК
Следственные органы не торопятся искать взяткополучателей по резонансным делам
Найти тех, кто брал взятки от сотрудников уличенных в коррупции компаний, проще простого, но правоохранители это не делают
Фото: © Flickr. BillRhodesPhoto
Комиссия ООН признала, что российское законодательство вполне отвечает рекомендациям конвенции по борьбе с коррупцией. Однако с правоприменением дела обстоят не столь радужно. Яркий пример - ситуация с корпорациями Pfizer и Daimler, сотрудники которых лоббировали свои интересы, раздавая взятки российским чиновникам: виновных по этим делам никто не ищет.
Взяткодатель есть, взяткополучателя нет
Генпрокуратура объявила, что эксперты управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), курирующего вопросы противодействия коррупции, после проведенных в Москве переговоров пришли к выводу, что большинство норм антикоррупционной Конвенции ООН реализовано в российском законодательстве в полном объеме. Напомним, что Россия ратифицировала антикоррупционную конвенцию ООН 17 февраля 2006 года. После этого отечественное законодательство начало приводиться в соответствии с этой конвенцией. Процесс ускорился с 2008 года, когда ставший президентом Дмитрий Медведев объявил борьбу с коррупцией одной из приоритетных задач. За время его президентства были введены обязательное публичное декларирование доходов для высших чиновников, возможность увольнять чиновников за недостоверные декларации о доходах, кратные штрафы за получение и дачу взяток. Кроме того во всех ведомствах и госструктурах вплоть до Администрации президента были созданы специальные комиссии по урегулированию и отслеживанию конфликтов интересов чиновников. Каждые два года начал приниматься Национальный план по борьбе с коррупцией с многостраничным списком необходимых мер.
Дело дошло и до принятия в этом году закона о контроле расходов чиновников и лиц, занимающих госдолжности на предмет их соответствия доходам. Правда, в этом законе не были в полной мере выполнены рекомендации статьи 20 Конвенции ООН о введении в законодательство понятия незаконное обогащение с установлением уголовной ответственности за это деяние. Но многие эксперты указывали, что эта статья противоречит российской Конституции, поскольку переносит бремя доказательства законности доходов на самого госслужащего, что противоречит установленному Конституцией принципу презумпции невиновности. Впрочем, по этой же причине не ввели незаконное обогащение в свое законодательство многие другие европейские страны. Так или иначе, комиссия ООН, судя по ее выводам, не склонна требовать от России полного исполнения этих рекомендаций Конвенции.
По мнению экспертов, оптимистические выводы комиссии касаются лишь антикоррупционного законодательства, а не реального правоприменения. Заместитель директора российского отделения Transparency International (TI) Иван Ниненко приводит в пример дело Daimler. Корпорация в 2010 году по решению американского суда заплатила более $90 млн за то, что ее подразделения платили откаты при получении госконтрактов в различных странах, в том числе и в России. Если в США дело было полностью расследовано, то в России, по его словам, ни один чиновник на скамью подсудимых так и не попал. Более того, год назад на запрос TI Минюст США ответил, что никаких запросов из российского Следственного комитета по этому вопросу ему не поступало. То есть в России складывается интересная ситуация есть взяткодатель, который признал свою вину, но взяткополучателя как бы нет. А ведь в данном случае найти взяткополучателя проще простого, - говорит Ниненко.
Мотивационные поездки и денежные пожертвования
Такое же развитие событий Ниненко прогнозирует и в отношении скандала с фармацевтической компанией Pfizer. Власти США предъявили ей аналогичные Daimler претензии о нарушении американского закона Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Согласно этому закону, ответственность за коррупционные практики корпорация несет даже в том случае, если они применяются на территории других стран.
7 августа Pfizer признала себя виновной в нарушении этого закона и коррупционной деятельности в 11 странах, включая и Россию. Корпорация уже начала процесс урегулирования претензий с Минюстом США и Комиссией по ценным бумагам и биржам, в результате чего компания и ее подразделения заплатят порядка $60 млн штрафов.
Предъявленные к компании претензии весьма конкретны и способны привести к громким коррупционным скандалам внутри России. Так, в документе, описывающем деятельность компании в России, говорится, что в ноябре 2003 года сотрудник Pfizer Russia запросил оплату мотивационной поездки [первого заместителя министра здравоохранения] с целью включения [продукции Phizer] в перечень лекарственных препаратов, субсидируемых государством. Также с 2000 по 2005 год Pfizer Russia с помощью сотрудников и агентов, предоставляла денежные средства, подарки, местную и международную логистическую поддержку, а также осуществляла денежные пожертвования работникам бюджетных медицинских организаций и другим государственным служащим. Эти выплаты и услуги должны были способствовать получению разрешений, относящихся к продукции компании Pfizer, предотвращать задержки и штрафные санкции, связанные с ввозом определенной продукции Pfizer, и оказывать воздействие на врачей, прописывающих препараты Pfizer.
А в 2005 году сотрудники Сертификационного центра (негосударственной сертификационной компании, которой Минздрав поручил проводить сертифицирование лекарств) предложили Pfizer закрывать глаза на несоответствие их продукции регистрационным нормам взамен на ежемесячное вознаграждение в размере около $3000. В период с октября по декабрь 2005 года Pfizer Russia осуществила платежи на сумму свыше $13 000 через посредников, которые затем переводили деньги сотрудникам Pfizer Russia, после чего они передавались сотрудникам Сертификационного центра.
По мнению Ивана Ниненко только этой записи достаточно, чтобы возбудить уголовное дело в отношении Сертификационного центра и его руководства. Тут нет даже необходимости запрашивать какие-либо дополнительные материалы достаточно просто выяснить, кто именно подписывал разрешения на продукцию Pfizer, - говорит эксперт. Тем не менее, по его словам, дело Pfizer скорее всего кончится тем же, что и история с Daimler.
Коррупционный ТОП-8
Центр развития демократии и прав человека, Трансперенси Интернейшнл Россия, Институт прав человека и Центр развития демократии и прав человека выпустили совместный Доклад о результатах анализа связи коррупции с нарушениями прав и свобод граждан в современной России. Его авторы проанализировали множество коррупционных ситуаций, и на базе этого анализа выделили восемь типичных для нашей страны коррупционных деяний.
1. Требование взятки должностными лицами для предоставления различных документов
2. Требование взятки при поступлении в образовательное учреждение (школа, ВУЗ, техникум)
3. Взятка судье или прокурору для разрешения судебного дела в благоприятную для себя сторону
4. Взятка таможенному сотруднику для возможности ввоза в страну нелегальных иммигрантов
5. Подкуп избирателей или фальсификация результатов выборов
6. Взятка должностному лицу для разрешения на продолжение работы завода по переработке отходов без улучшений очистительной системы, находящегося близ населенного пункта
7. Взятка трудинспектору в процессе проверки условий труда на предприятии
8. Нецелевое распределение медицинских медикаментов врачами или медицинскими сотрудниками в целях собственной выгоды

 

Возврат к списку