СМИ

РОССИЯ ПОВЫШАЕТ ПРОЗРАЧНОСТЬ 01.05.2012

Московский Комсомолец.ru, Москва, 1 мая 2012 19:07:00
РОССИЯ ПОВЫШАЕТ ПРОЗРАЧНОСТЬ
Автор: Максим Волков газетная рубрика: ЭКОНОМИКА www.mk.ru
Инвестиционный климат и качество сделок стали ближе к Европе и США
Впервые за последние четверть века Москва последовательно проводит курс на ликвидацию коррупции в масштабах всей страны. На уровне правительства готовятся директивы и поправки в законодательство, исключающие не только прямой конфликт интересов государства и наемных топ-менеджеров, но также создающие благоприятную среду для прихода иностранных инвесторов в свободную от коррупции, прозрачную экономику России. Москве необходимо защищать статус энергетической сверхдержавы, поясняет вице-премьер Игорь Сечин (в интервью американской газете The Wall Street Journal).
После декабрьского поручения главы российского правительства Владимира Путина госкомпаниям о раскрытии информации о доходах топ-менеджеров и их родственников процесс сдвинулся с мертвой точки. Уже в январе-феврале отдельные компании отчитались о доходах своих руководителей. Но не все. И 5 марта Игорь Сечин докладывал Владимиру Путину о том, что каждая третья госкорпорация представила неполную информацию или, как одна транспортная компания, привезла на бумаге тома не поддающихся обработке и анализу данных. Минэнерго, Минтранс и Минфин штрафников не назвали, поскольку на документах стоял гриф "для служебного пользования". Но министерствам и ведомствам было поручено "принять исчерпывающие меры".
Принцип "разумной дубинки" заработал, и машина начала набирать обороты. Минэкономразвития и Минэнерго в эти дни разрабатывают поправки в законодательство, которые обяжут HYPERLINK "http://www.vedomosti.ru/stories/gosplan'г HYPERLINK "http://www.vedomosti.ru/stories/gosplan"оскомпании отчитываться о доходах топ-менеджеров и их родственников и не допускать конфликта интересов в их деятельности. Пока же ведомства подготовили директивы для советов директоров госкомпаний, предусматривающие изменения в трудовых договорах и внутренней документации госкомпаний, что позволит уже сейчас получить всю необходимую информацию и исключить конфликт интересов государства и директора.
"Самое главное: мы выработали механизм и уже наложили его, словно матрицу, на топливно-энергетический комплекс, - поясняет высокопоставленный чиновник Минэнерго. - Есть люди, которые закреплены за компаниями, они анализируют данные и напрямую докладывают Игорю Ивановичу (Сечину). Эта работа не является предвыборным однократным актом - она входит в систему как ежедневное нормотворчество и аудит". В контракты с руководителями госкомпаний в ближайшее время будут внесены изменения, обязывающие раскрывать доходы как самих руководителей, так и их супругов, детей, родителей, братьев и сестер. Информацию они будут представлять в профильное ведомство, налоговую службу и Росфинмониторинг, а те - сообщать о возможном конфликте интересов.
Советы директоров поручат руководителям госкомпаний внести аналогичные изменения в контракты остальных топ-менеджеров (заместители руководителя, члены правления, начальники структурных подразделений), а также своих советников и помощников. Требования о раскрытии такой информации будут распространяться и на руководителей "дочек" и филиалов госкомпаний и их заместителей.
На руководителей госкомпаний правительство, как основной акционер, возложит ответственность и за корректировку закупочной деятельности компаний и их "дочек". В уже заключенные договоры нужно будет внести требования о раскрытии контрагентом конечных бенефициаров, а в закупочную документацию - о раскрытии аналогичной информации по новым контрактам. Последнее уже сделали " HYPERLINK "http://www.vedomosti.ru/companies/a-z/3404/Интер РАО"Интер РАО", " HYPERLINK "http://www.vedomosti.ru/companies/a-z/3120/Росатом"Росатом", " HYPERLINK "http://www.vedomosti.ru/companies/a-z/2632/Русгидро"Русгидро", "Газпром энергохолдинг". Отказ поделиться указанной информацией в первом случае должен быть основанием для разрыва соглашений, во втором - основанием для незаключения новых.
Эксперты отмечают, что государство тем самым заботится о снижении уровня коррупции в бизнесе и создании прозрачной среды для всех инвесторов. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов отмечает, что госкомпании уже начали развивать системы внутреннего аудита для пресечения сделок с аффилированностью. "В "Росатоме" она уже есть, другие энергокомпании начинают ее создавать", - отмечает он.
Инициатором этой масшабной и беспрецедентной по своему размаху и глубине кампании является Игорь Сечин. В начале осени 2011 года именно он дал поручение проверить все госкомпании в энергетике и доложить - сколько из их руководителей аффилированы с подрядчиками. И это дало возможность Владимиру Путину в ноябре того же года объявить 169 из 352 проверенных руководителей аффилированными с 385 коммерческими организациями. Семеро из них сразу же покинули свои посты. Среди них топ-менеджеры ФСК, "Холдинга МРСК" и подконтрольного ему "Тюменьэнерго", "Системного оператора ЕЭС" и "Совета рынка", а также глава частной компании "Энергострим" Юрий Желябовский, на которого на протяжении 2011 года жаловались миноритарии компании.
А уже в январском поручении Игоря Сечина было дано определение бенефициару и разъяснение глубины раскрытия информации. Если контрагент - публичная компания мирового уровня, то достаточно перечислить владельцев более 5% акций. Для менее крупных компаний, также торгующихся на биржах или у которых более 50 акционеров, требуется указывать бенефициаров с более 5% акций и общее количество владельцев менее крупных пакетов. В остальных случаях нужно указывать всех бенефициаров, но бывают исключения.
В январе к борьбе с аффилированностью госкомпаний и их контрагентов подключился президент Дмитрий Медведев, поручив правительству к 1 апреля обеспечить предоставление госкомпаниями указанной информации и принять меры, не допускающие конфликта интересов в будущем.
На прошлой неделе на совете по прозрачности "Росатома" объявили, что по результатам проверок было уволено 6 топ-менеджеров дочерних компаний и еще по шести начата процедура расторжения трудовых договоров. "Цель директив - показать госкомпаниям, что кампания против аффилированности не разовая акция, правительство будет постоянно следить за этим, - подтверждает и пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. - Акционер через своих представителей в совете директоров дает тебе конкретные поручения - и будь добр исполняй".
В развитых странах практика разделения частных интересов и государственных закреплена законодательно. В Италии действует закон "№" 231, на основе которого госкорпорации утверждают свой кодекс этики и положение о недопустимости коррупции. В США действует антикоррупционный закон FCPA, в Великобритании - Anti-Bribery Act. В Австралии обязаны быть раскрыты все сделки между госкорпорациями и частным бизнесом свыше 500 тысяч австрийских долларов. "Если в ENEL будет выявлен конфликт интересов и найдутся подтверждения нарушения кодекса этики, сотрудник покидает компанию", - рассказали в итальянской энергокомпании. Примерно такая же картина во всех крупных западных энергетических и нефтегазовых концернах.
Активная позиция правительства и энергия, с которой Игорь Сечин взялся за раскрутку антикоррупционного маховика, уже приносит свои результаты. Аналогичные кодексы уже действуют в "Росатоме", "Газпром энергохолдинге", "Русгидро", "Роснефти" и "Интер РАО ЕЭС". Россия медленно, но целенаправленно приближается к мировым стандартам ведения бизнеса со стороны государства - повышению уровня прозрачности и честности проведения конкурсов и тендеров. В ТЭК в этом году должно быть вложено до $100 млрд., пояснил на днях в США Игорь Сечин. Это нужно для того, чтобы Россия подтверждала свой статус энергетической сверхдержавы. А для прихода инвесторов государство обязано позаботиться о правилах игры. И это будет сделано. Можно не сомневаться.

 

Возврат к списку