СМИ

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС ДЛЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА 30.04.2012

Ремедиум, Москва, 30 апреля 2012 6:00:00
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС ДЛЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА
Автор: Екатерина ПУСТОВАЛОВА, к.ю.н., региональный директор по России и СНГ International Compliance Association (ICA), президент International Compliance Services (ICS)
Финансовые потери, отзыв лицензий, уголовная ответственность руководителей, потеря деловой репутации - все это не зависит от того, требует закон от организации выстраивать систему внутреннего контроля над недопущением нарушений или нет. Функция комплаенса универсальна и крайне важна для руководителей, заинтересованных в устойчивом долгосрочном развитии компании и понимании реальной ситуации по рискам.
Ключевые слова: система комплаенса, комплаенс-менеджер, комплаенс-регулирование, внутренний контроль, комплаенс-риски, мотивация к внедрению, риск-менеджмент, новая философия бизнеса
КОМПЛАЕНС-РЕГУЛИРОВАНИЕ
На настоящий момент международное комплаенс-регулирование очень многообразно и обусловлено спецификой страны, причинами и целями появления регулирования, секторами экономики (различными субъектами) и областями законодательства.
Первым в России вопросами комплаенса озаботился банковский сектор: термин "комплаенс-контроль" был введен Указанием Банка России от 7 июля 1999 г. "№"603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля над соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях", нов 2004 г. указание "№"603-У было признано утратившим силу.
На международном уровне также одним из первых документов по комплаенсу стали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы), принятые 30 октября 2000 г. 11 ведущими банками мира.
В последующем комплаенс-регулирование, направленное на противодействие коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в банковской сфере продолжало развиваться и детализироваться как за рубежом, так и в России.
Важной областью комплаенс-регулирования является противодействие коррупции. Помимо Закона о борьбе с коррупцией за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA) 1977 г., нормативное регулирование в этой области развивалось следующим образом:
Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при совершении международных деловых операций (OECD Conventionon Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions) 1997 г., далее (Конвенция ОЭСР против коррупции); Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 1999 г.; Конвенция ООН против коррупции 2003 г.; UK Bribery Act.
В России ключевые документы по противодействию коррупции следующие:
Федеральный закон от 25.12.2008 "№"273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Указ Президента РФ от 19.05.2008 "№"815 "О мерах по противодействию коррупции"; Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. "№"96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"; Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. "№"460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.";
"Национальный план противодействия коррупции" (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 "№"Пр-1568).
Требования и рекомендации по вопросам организации системы комплаенса содержатся в следующих документах:
Руководство ОЭСР о лучших практиках по внутреннему контролю, этике и комплаенсу (OECD Good Practice Guidance on Internal Controls, Ethics, and Compliance) от 18.02.2010 г. [1]; Раздел 7 Руководства для международных компаний (Section VII - Guidelines for Multinational Enterprises) [2] Конвенции ОЭСР против коррупции устанавливает требования к системе внутреннего контроля и функции комплаенса; Подробное описание принципов внедрения "адекватных" процедур приведено в Bribery Act 2010 Guidance [3], а в краткой и простой форме пояснения и рекомендации Министерства юстиции Великобритании по соответствию UK Bribery Act приведены в Quick Start Guide) [4]; Также имеются Руководства Transparency International о внедрении "адекватных" процедур (Guidance on Adequate Procedures under the UK Bribery Act 2010) [5].
Тем не менее российское антикоррупционное законодательство в настоящий момент не содержит требований к построению системы внутреннего контроля и рекомендаций комплаенс-менеджеру, но в связи с присоединением России к Конвенции ОЭСР против коррупции можно ожидать, что ситуация изменится.
Также с точки зрения международного комплаенс-регулирования актуальными областями комплаенса являются: регулирование порядка ведения бизнеса (conduct of business regulation) [6] (одна из основных целей - защита интересов потребителей), противодействие финансовым преступлениям (в международной практике эта область комплаенса включает в себя сделки с использованием инсайдерской информации, манипулирование рынком) [7].
Здесь следует упомянуть принятый в России в июле 2010 г. Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", который содержит требования к системе внутреннего контроля над недопущением нарушений.
Следует отметить, что комплаенс-регулирование - это не инициативы отдельных стран, а глобальный международный процесс, который имеет определенные межгосударственные цели и широкий круг защищаемых субъектов:
устойчивость финансовой системы и недопущение финансового кризиса, дефолта по обязательствам, вт.ч. перед гражданами-вкладчиками (требования к достаточности капитала и ликвидности);
честное ведение бизнеса и справедливая конкуренция, лучшее качество товаров и услуг по лучшей цене (недопущение коррупции, недопущение сделок с использованием инсайдерской информации и манипулирования рынком); обеспечение достоверной информацией для принятия решений, защита акционеров, инвесторов, потребителей (полнота и достоверность отчетности и раскрываемой информации) и т.д.
Мы рассмотрели лишь основную часть требований в различных областях регулирования, которые содержатся в документах разных стран. Все эти требования и подходы необходимо знать для построения функции комплаенса, которая может быть успешно применена к любой области законодательства, риски нарушения в которой и применения последствий наиболее актуальны для конкретной организации.
Нельзя не отметить, что российские организации при построении системы комплаенса все чаще ориентируются на лучшие практики и международные стандарты управления комплаенс-рисками. Для этого специалисты по вопросам комплаенса делают гэп-анализ требований российского и зарубежного законодательства и зачастую обеспечивают соответствие их организаций более жестким требованиям.
КОМПЛАЕНС В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
В мировой практике тема построения функции комплаенса в сфере охраны здоровья хорошо разработана. Выработана методология построения системы контроля над соблюдением установленных стандартов в привязке к бизнес-процессам, собраны и обобщены лучшие практики необходимых мероприятий и документов по комплаенсу [8].
Вместе с тем, помимо отраслевого комплаенса, для фармацевтических компаний важно своевременно выявлять и управлять также и другими комплаенс-рисками, которые могут возникнуть по общим областям комплаенс-регулирования. Компаниям нужно постоянно следить не только за изменением требований применимого законодательства, но и за практикой его применения (включая обстоятельства, послужившие основанием реализации комплаенс-риска, оценку фактов), критически пересматривая свои внутренние системы контроля над недопущением нарушений. Так, например, система контроля над неправомерным использованием инсайдерской информации позволит не быть вовлеченной стороной в нарушения при совершении сделок слияний-поглощений. Реализация налоговых, трудовых комплаенс-рисков, рисков в связи с M&A;, выходом на рынки капитала в большинстве своем связана не с ошибками в оценке материальности или вероятности реализации рисков, а с отсутствием контроля в соответствующих бизнес-процессах организации.
Сейчас очевидно прослеживается движение в сторону этики, корпоративной социальной ответственности [9]. Существует международный рейтинг наиболее этичных компаний (The World's Most Ethical Companies) [10]. Многие, в т.ч. и российские компании, выстраивают внутренние программы поэтике и комплаенсу. То есть комплаенс-регулирование, изначально ориентированное на недопущение финансовых потерь (акционеров, вкладчиков), честное получение дохода и прибыли, обращается и к другим ценностям. Поскольку фармацевтическая отрасль напрямую связана с жизнью и здоровьем огромного числа граждан, следует ожидать появления специального регулирования в части требований к системе внутреннего контроля над недопущением нарушений в этой сфере и отдельной ответственности за отсутствие эффективного контроля. И инициаторами в таком случае могут выступить сами фармацевтические организации или их объединения, тем более что в этой отрасли очень сильна роль профессионального бизнес-сообщества.
Альтернативно появление таких требований можно ожидать со стороны межгосударственных организаций.
Так, недавно 11 стран - участниц Совета Европы подписали конвенцию "Медикрим" [11], которая, по словам экспертов, изменит ситуацию на мировом фармацевтическом рынке, повысит ответственность участников медицинского рынка, будет способствовать защите интересов и здоровья миллионов людей. Принятие конвенции предусматривает обязанность стран, присоединившихся к ней, обеспечить уголовную ответственность за производство и сбыт, рекламу и незаконную транспортировку, а также за фальсификацию документов поддельной медицинской продукции, к которой отнесены не только лекарства и субстанции для них, но и все медицинские изделия, приборы, технологии, биологически активные и пищевые добавки, лечебная косметика..
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ
Успех управления комплаенс-рисками зависит от двух ключевых-факторов:
наличие хорошего специалиста по комплаенсу. В отсутствие официальной профессии в России во многих компаниях такой специалист, тем не менее, есть. Называется он по-разному: комплаенс-менеджер, комплаенс-офицер, комплаенс-контролер, комплаенс-чемпион, комплаенс-амбассадор. В настоящее время заинтересованные российские и зарубежные профессиональные организации активно обсуждают порядок включения комплаенс-менеджера в официальный перечень профессий в России; грамотная и эффективная интеграция системы комплаенса в сопряженные подсистемы: корпоративного управления, риск-менеджмента, систему внутреннего контроля, корпоративной безопасности (рис.).
Хороший специалист по комплаенсу обязательно должен знать и хорошо ориентироваться во всем спектре (в т.ч. международном) комплаенс-регулирования. Чтобы хорошо делать свою работу, ему необходимо не только обладать высокой квалификацией, но и получать и анализировать очень широкий спектр информации. Мониторинг множества источников, их анализ требует много времени. Поэтому мы реализуем в настоящее время ряд информационных проектов для специалистов по комплаенсу, создавая базу знаний:
настольная книга комплаенс-менеджера 2012; ежеквартальный обзор по комплаенсу; справочник о реализовавшихся комплаенс-рисках.
Как и у любой международной профессии, в комплаенсе существуют стандарты компетенции для уже практикующих специалистов1, а по результатам их освоения присваивается международная сертификация. В дальнейшем требуется ежегодное подтверждение квалификации. По комплаенсу в нашей стране такая сертификация осуществляется International Compliance Association (ICA) в партнерстве с The Manchester Business School. C 2001 г. более 40 000 специалистов по всему миру прошли программы сертификации ICA, более 10 000 являются членами и продолжают общение в международном сообществе комплаенс-менеджеров. В России и СНГ уже более 130 специалистов, которые прошли или проходят программу подготовки ICA по комплаенсу. Причем более 50% составляют слушатели из компаний реального сектора экономики, 7% из которых - представители фармацевтических компаний.
В заключение хотелось бы отметить, что система комплаенса - дело непростое. Необходимо ориентироваться на лучшие практики и методологические наработки. Но поверьте профессионалам, что все ваши усилия будут оправданы: эффективный комплаенс - это залог успешного бизнеса.

 

Возврат к списку