СМИ

РИСКИ РОЖДАЮТ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 30.04.2012

Ремедиум, Москва, 30 апреля 2012 6:00:00
РИСКИ РОЖДАЮТ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ
Автор: Ольга ТРОФИМОВА, контролер по соблюдению политик и процедур "АстраЗенека Россия", MICA Int.Dip.(Comp)
На сегодняшний день в стремительно развивающейся сфере бизнеса как на мировом уровне, так и на территории России на фоне растущей глобализации экономического и бизнес-пространства набирает силу конкуренция. В таких условиях, принимая во внимание возрастающий интерес со стороны регуляторных органов, на уровне организаций все чаще и острее встает вопрос эффективной идентификации рисков и управления ими, а функция комплаенса не может быть вырвана из контекста общей рисковой тематики организации.
Целью управления рисками является достижение оптимального уровня уверенности в выполнении поставленных компанией задач.
Если представить управление рисками как систему, то в ней можно выделить два ключевых элемента: объект управления (возможные рисковые события) и субъект управления, которым является непосредственно организация. Возникновение процесса управления рисками и выделение его как самостоятельного бизнес-процесса на уровне компаний обусловлено ростом заинтересованности и вовлеченности в этот процесс высшего руководства организации. Управление рисками сегодня становится все более актуальным компонентом в деятельности крупных международных компаний.
ПОНЯТИЕ "РИСК" И ЕГО ТИПОЛОГИЯ
Риском является определенное явление или событие, которое еще не произошло, но может потенциально оказать негативное влияние на тот или иной аспект деятельности и, следовательно, отразиться на интересах компании в случае его наступления. Оценка риска в первую очередь производится на основе анализа последствий, которые могут возникнуть в случае реализации рискового события. Риск по своей природе выполняет регулирующую функцию, которая обладает как положительным, так и отрицательным характером. Положительная сторона риска заключается в появлении возможностей и дополнительных стимулов для компании в процессе принятия решений, а отрицательный аспект сводится к негативным последствиям реализации риска.
Множество рисков можно разделить и классифицировать по разным признакам и критериям. Например, существуют риски, как присущие абсолютно всем компаниям как субъектам хозяйственной деятельности, так и специфичные для той или иной отрасли. Также риски выделяют в зависимости от сферы деятельности, например финансы, производство, управление персоналом и т.д. Кроме этого существует типология рисков по природе их возникновения. К настоящему моменту нет общепринятой и единой классификации рисков, что отчасти обусловлено многообразием их проявлений и при этом разной терминологией одного и того же риска.
РИСКИ, ПРИСУЩИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Как и любая другая отрасль, фармацевтическая индустрия имеет свои особенности и отличительные черты, вт.ч. свойственные именно ей риски.
Фармацевтика выделяется высокой степенью влияния регулирования как со стороны государства, так и со стороны профессиональных сообществ и ассоциаций. По мнению некоторых экспертов, фармацевтическая отрасль является самой зарегулированной областью бизнеса.
Причин этому множество, но в первую очередь это связано с проблемами безопасности конечных потребителей, а именно пациентами, которые в результате применяют лекарственные препараты. Исходя из положения, что основная деятельность компаний направлена на поддержание, улучшение и сохранение здоровья пациентов, проявляется риск, присущий данной сфере, - это угроза жизни и здоровью пациента в случае производства, продажи или назначения препарата, не соответствующего установленным стандартам. Риск обусловлен необходимостью соблюдения ряда требований, начиная от производства лекарственного препарата, как например, соблюдение требований GMP в производстве фармацевтических продуктов и заканчивая неправильной подачей информации представителям здравоохранения, назначающим те или иные лекарственные препараты.
Если посмотреть на регуляторную среду, которая оказывает влияние на деятельность фармацевтических компаний, и требования, которые они должны учитывать в своей деятельности, то ее можно представить следующим образом (рис. 1).
Регуляторная внутренняя среда с позиции организации представлена системой политик и процедур, устанавливающих определенные требования и ограничения для конкретной области деятельности, направленные на минимизацию потенциальных рисков. Для компаний, осуществляющих свою деятельность в России, регуляторные требования внешней среды в первую очередь представлены со стороны российского законодательства. Для фармацевтического сектора наглядным примером служит недавно принятый Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который регламентирует требования к профессиональной деятельности работников и организаций здравоохранения, что в свою очередь отражается на функционировании фармацевтических компаний.
Внешняя среда с позиции отрасли также определяется существующими требованиями и ограничениями, выдвигаемыми профессиональными отраслевыми ассоциациями и международными и российскими сообществами.
Для международных компаний, включая фармацевтические, также присущи риски, связанные с несоблюдением требований международного законодательства, в частности Закона США о коррупции за рубежом (FCPA) и Великобритании (UKBriberyAct). Так, например, представители здравоохранения, с которыми работают компании, подпадают под определение государственных служащих Закона США о коррупции за рубежом. Соответственно, компании должны учитывать требования, предъявляемые законом к взаимодействиям с представителями здравоохранения в своей повседневной деятельности.
Фармацевтические компании часто сравнивают с организациями, производящими продукцию широкого потребления (FMCG) с точки зрения большого штата торговых представителей и, соответственно, активных и множественных контактов с клиентами.
К фармацевтическим компаниям также применимы риски, характерные для организаций, чьи товары поставляются через систему государственных закупок, например компаний по производству медицинского оборудования.
При рассмотрении конкретных рисков в определенной отрасли можно отталкиваться от основных видов деятельности, характерных для данной категории компаний.
Возвращаясь к фармацевтике, то, как уже было отмечено ранее, одним из основных видов деятельности является взаимодействие с представителями здравоохранения. Данные взаимоотношения предполагают донесение информации о продуктах компаний, и в такой ситуации возникает риск передачи данных, которые выходят за рамки зарегистрированных показаний к применению конкретного продукта. В конечном итоге это может повлечь за собой негативные последствия для здоровья и жизни пациентов и отрицательно сказаться на репутации компании. Для минимизации данного риска компании устанавливают определенные процедуры согласования и одобрения сведений и материалов, которые могут быть предоставлены третьим лицам.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Самая большая угроза в риск-менеджменте - ошибка в выявлении риска, что означает, что вы по умолчанию принимаете риск. Комплаенс-менеджер является риск-менеджером. Система комплаенс, равно как и система управления рисками в целом, должна исключать неосознанное принятие риска. Поэтому ключевая задача комплаенс-менеджера - выполнять правило "4 П": правильная информация правильным людям в правильное время для принятия правильных решений1.
Сейчас во многих организациях, как в финансовых институтах, так и промышленных компаниях, ситуация такова, что разные люди отвечают за управление комплаенс-рисками в разных областях, если вообще отвечают.
У руководства нет единой целостной картины и понимания реальной позиции по ответственности, последствиям реализации комплаенс-рисков и системе внутреннего контроля, соответственно. Нет одного ответственного лица, которое бы эффективно применяло методологию комплаенса по всему спектру актуальных для организации комплаенс-рисков. А, как известно, "у семи нянек дитя без глаза".
На сегодняшний день деятельность компаний становится невозможной без построения системы учета и эффективного управления рисками, что представляет собой набор инструментов, направленных на снижение рисков и предотвращение их последствий, как уже упоминалось выше. Примером одной из систем управления рисками, которую применяют компании, является модель COSO2 (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission).
Суть данной модели заключается в том, что процесс управления рисками организации не является линейным, где одна составляющая непосредственно воздействует на другую.
Это многомерный процесс, в котором почти все компоненты взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние. В модели прослеживается прямая взаимосвязь между целями компании и компонентами процесса управления рисками организации, представляющими собой действия, необходимые для их достижения. Схематично это представлено в виде матрицы, где выделены четыре основных категории целей компании и восемь обязательных элементов процесса управления рисками, как изображено на рисунке 2. Одним из таких неотъемлемых компонентов управления является оценка рисков, которая основывается на определении вероятности наступления риска и потенциального его влияния в случае реализации.
Процесс управления рисками должен быть непрерывным и стать стандартной практикой организации. Управление рисками должно затрагивать все области деятельности компании, как внутренние, так и внешние. Элемент управления рисками должен присутствовать на всех этапах и уровнях принятия решений. Иными словами, данный процесс должен быть полностью интегрирован в компании.
С точки зрения принятия решений по предупреждению и минимизации потерь, как правило, выделяют три основных подхода или позиции к управлению рисками.
Активный подход предполагает максимальное использование имеющихся у компании средств управления рисками для минимизации их последствий. При таком подходе все действия осуществляются после проведения соответствующих мер по предупреждению возможных последствий.
Адаптивный подход подразумевает проведение мер по управлению рисками в процессе осуществления той или иной деятельности в компании. Минусом при такой позиции является то, что в такой ситуации сложно предотвратить все негативные последствия в случае реализации риска, а можно избежать только части возможного ущерба. Консервативный подход предполагает, что те или иные действия по управлению рисками начинаются после наступления рискового события и его последствий.
На сегодняшний день международные компании, в т.ч. фармацевтические, стремятся к активной позиции в процессе управления рисками, когда компания заранее анализирует потенциальные опасности и стремится максимально их минимизировать путем принятия необходимых мер, таких как, например, введение определенных процедур и установление лимитов в той или иной деятельности.

 

Возврат к списку