СМИ

КОМПЛАЕНС-ПЕРИМЕТР: НЕДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ 03.12.2012

Банковское обозрение, Москва, 3 декабря 2012 6:00:00
КОМПЛАЕНС-ПЕРИМЕТР: НЕДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ
Автор: ЕКАТЕРИНА КАЦ, ОБОЗРЕВАТЕЛЬ "БО"
Комплаенс в российских банках существует, хотя большинство из них не используют данное понятие в своей нормативной базе и повседневной работе, считает Денис Новиков, начальник отдела службы внутреннего контроля Россельхозбанка, эксперт комитета по ПОД/ФТ и комплаенс-рискам
- Денис Вячеславович, есть ли официальное определение термина в документах ЦБ РФ?
- В настоящее время нормативные акты Банка России не содержат определения
"комплаенс". Вместе с тем следует вспомнить, что еще в 1999 году Банком России была сделана попытка ввести данный термин в деловой оборот. Так, в УказанииБанка России от 07.07.1999 "№"603-У было дано определение комплаенс-контроля - внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации [Указание утратило силу 15.02.2004 - прим. БО].
Несмотря на то, что данное указание регламентировало контрольную деятельность банков исключительно на финансовых рынках, заложенные в нем подходы и направления комплаенс-контроля можно распространить и на другие направления деятельности кредитных организаций.
- Могли бы вы дать свой вариант определения того, что такое комплаенс в банках?
- Говоря об определении указанного термина, целесообразно обратиться к западной практике. Базельский комитет по банковскому надзору дает исчерпывающее понятие комплаенс-риска - это риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации банком, в результате несоблюдения им законов, инструкций, правил, стандартов саморегулируемых организаций или кодексов поведения, касающихся банковской деятельности.
Исходя из указанного определения следует, что под комплаенсом можно понимать некое идеальное состояние банка, предполагающее полное соответствие деятельности кредитной организации требованиям, стандартам, рекомендациям кредитной организации, что является практически недостижимой целью.
Проще говоря, оставив за рамками разговора высокие слова про комплаенс-культуру и комплаенс-идеологию, о чем часто упоминается в западных стандартах, комплаенс представляет собой набор конкретных технических функций, реализация которых позволяет управлять правовым, репутационным и некоторыми операционными рисками, которые в совокупности можно называть комплаенсриском.
- Можно ли утверждать, что функции комплаенса, по крайне мере в российских банках, можно разделить на две группы:
необязательные, а также те, что предписаны законодательством, например, связанные с ПОД/ФТ, инсайдом и т.п. и за их отсутствие или неэффективное выполнение государство может наказать (штрафы, отзыв лицензии)?
- Такое утверждение допустимо. Действительно, необходимость выполнения определенных комплаенс-функций обусловлена несколькими причинами:
законодательные требования, прямо предписывающие выполнение банками определенных действий (ПОД/ФТ, инсайд и т.д.);
понимание руководством банка необходимости реализации определенных комплаенс-функций, прямо не предусмотренных законодательством и нормативными актами;
выполнение отдельных комплаенс-функций в связи с требованиями и ожиданиями иностранных партнеров и контрагентов.
Или, иными словами, "желание показать товар лицом".
При этом вторая причина как раз позволяет утверждать, что комплаенс в банках существует и в настоящее время, хотя они (большинство из них) не используют данное понятие в своей нормативной базе и повседневной работе.
Действительно, текущие потребности любого банка обуславливают необходимость реализации таких комплаенс-функций, как изучение деятельности клиента, его идентификация, противодействие мошенничеству. Не называя эти функции термином комплаенс, банк, руководствуясь очевидным желанием не потерять деньги, репутацию и клиентов, реализует данные функции силами операционных работников, риск менеджеров, работников подразделения безопасности и IT, правового подразделения. То есть, выполнение данных функций в большей степени продиктовано жизнью и здравым смыслом, нежели требованиями нормативных актов, отсутствие которых не привело бы к исчезновению из деятельности банков указанного функционала.
Говоря про комплаенс, интересно сопоставить подходы западных финансовых институтов и специфику деятельности российских кредитных организаций, в которых блок безопасности представлен более широко, нежели в иностранных банках. Отсюда можно сделать вывод, что фактически значительным числом комплаенс-функций в небольших и средних российских банках преимущественно занимается именно безопасность, в то время как в западных институтах это прерогатива комплаенс-подразделения. Разница в подходах позволяет говорить о том, что комплаенс в российских банках уже существует, хоть и носит разрозненный характер, что также является приемлемым вариантом модели организации комплаенса с точки зрения Базельского комитета по банковскому надзору.
- Чем должна заниматься служба комплаенса в банке? Только вопросами, связанными с соблюдением кредитной организацией действующего законодательства, например, противодействие ПОД/ФТ, разглашению инсайдерской информации и манипулированию рынком или чем-то еще? Например, предотвращению конфликта интересов между акционерами банка и персоналом, банком и клиентами.
- Все зависит от конкретного банка, его организационной структуры, бизнес-процессов, существующих в банке, и возможностей руководства инвестировать в комплаенс.
Как уже было сказано выше, в любом отдельно взятом банке комплаенс уже существует в том либо ином виде и это не зависит от того, есть ли в структуре банка подразделение или нет, а международные стандарты допускают многовариантую модель комплаенса, в том числе предполагающую распределение комплаенс-функций между разными подразделениями банка.
Другое дело, что Базель предполагает необходимость наличия ответственного за комплаенс - работника в достаточно высоком статусе, в том числе в статусе члена коллегиального исполнительного органа управления банка.
Что касается конкретных направлений комплаенса, то за годы существования данного понятия, в банковском сообществе сложился определенный комплаенс-периметр, в который традиционно включают следующие направления деятельности:
- противодействие мошенничеству и коррупции; - противодействие отмыванию денег; - соблюдение требований международных санкций и санкций иностранных государств; - выполнение иностранного налогового законодательства, действие которого затрагивает деятельность банка; - обеспечение соблюдения норм корпоративного поведения; - контроль соблюдения ковенант по международным заимствованиям; - контроль профучастника РЦБ; - противодействие инсайду и манипулированию на РЦБ; - рассмотрение жалоб клиентов; - соблюдение политики информационной безопасности.
Вышеуказанные направления деятельности реализуются посредством применения общеизвестных политик:
- Due Diligence, - Know Your Costomer, - Code of Conduct, - Anti-Fraud Policy, - Whistleblowing policy, - Gift policy и так далее.
В целом круг направлений комплаенса, исходя из определения комплаенс-риска, должен касаться всех видов деятельности банка. Здесь должно быть понимание, что наличие подразделения в банке не означает, что выполняемые другими отделами комплаенс-функции либо их отдельные элементы должны быть обязательно переданы в это подразделение. Отчасти это просто невозможно сделать. Например, невозможно замкнуть на комплаенс-подразделении функцию идентификации клиента. Эта функция является неразделимой с операционной и кассовой работой. В то же время, если банк постановил создать комплаенс-подразделение, последнее следует рассматривать как центр принятия решений по управлению комплаенс-рисками (идентификация риска, анализ риска и его минимизация). Наряду с этим, наличие комплаенс-подразделения позволит локализовать в нем несвойственные бизнес и бэк-подразделениям функции, включая принятие решений по управлению комплаенс-рисками, которые в отсутствие специализированного подразделения принимаются бизнесом, и, тем самым, минимизировать конфликт интересов, который неизбежен у данных подразделений, в силу несоответствия целей комплаенса КПЭ бизнес и бэк-подразделений.
Таким образом, помимо централизации управления комплаенс-рисками, возможен положительный экономический эффект от создания комплаенс-подразделения. Бизнес передает ему несвойственные функции, при этом высвободившиеся ресурсы и время бизнес расходует на осуществление своей основной деятельности, а комплаенс-подразделение участвует в бизнес-процессе лишь в случае наступления рискового события, мониторинг которого должен осуществляться комплаенс-подразделением либо в он-лайн режиме либо в режиме, максимально приближенном к он-лайну.
- Есть ли официальные документы ЦБ РФ, где описаны функции комплаенса и комплаенс-риски, за исключением тех, что связаны с противодействием ПОД/ФТ, инсайдом. Какими документами, кроме рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, следует руководствоваться банкам при создании службы комплаенс.
- Подобных документов нет. В то же время есть отдельные нормативные акты и рекомендации ЦБ, в которых раскрыты определенные аспекты выполнения комплаенс-функций, несмотря на то, что Банк России напрямую не оперирует понятием "комплаенс".
В качестве примера можно привести Письмо Банка России "№"92-Т об управлении правовым и репутационным рисками. За рубежом ситуация несколько иная. В ряде стран имеются исчерпывающие документы, раскрывающие направления деятельности комплаенса, систему комплаенс-менеджмента, а также регламентирующие порядок осуществления аудита комплаенса. Значительный вклад в разработку методологических документов по комплаенсу вносят саморегулируемые организации, которые разрабатывают подобные стандарты. В то же время нельзя не отметить, что конкретный набор действий по реализации комплаенсфункций раскрывается не в глобальных комплаенс-документах, а в отдельных нормативных актах, регламентирующих выполнение определенных функций.
- В ноябре 2007 года Центробанк подготовил Письмо "№"173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору по комплаенс и комплаенс-функциям в банках". В Базеле документ был принят на 2,5 года раньше. Выбор даты был случайным или сложившаяся на тот момент ситуация в банковской сфере требовала срочного создания комплаенс-служб в каждом кредитном учреждении?
- Данный вопрос, видимо, следует адресовать Банку России. С другой стороны наличие данного Письма ЦБ является безусловным плюсом для банковского сообщества. Полагаю, что несмотря на необязательный характер данного Письма, сам факт его наличия является достаточным стимулом для банков задуматься над необходимостью постановки комплаенса.
- Чем занимается Комитет АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс. Каких результатов удалось достичь, благодаря его деятельности? Какие банки могут принимать участие в его работе?
- Миссия комитета очевидна. Это несколько направлений деятельности.
Прежде всего, урегулирование с надзорными органами и регулятором норм законодательства, подзаконных актов и рекомендаций, имеющих многовариантное толкование. Таких случаев много.
Еще одна задача - разработка стандартов для кредитных организаций. Это необходимо в свете неопределенности позиции регулятора по некоторым вопросам практики применения регулятивных требований.
Одной из важнейших функций комитета является инициация изменений в законодательные и нормативные акты, а также их проекты, содержание которых, по мнению банковского сообщества, не является оптимальным.
Нельзя также забывать, что Комитет - это площадка для диалога, встреч и обмена мнениями, в том числе с регулятором, а также споров и острых дискуссий, которые позволяют вырабатывать наиболее объективные и оптимальные подходы к реализации определенных задач.
- Планируется ли в ближайшее время внесение изменений в действующее законодательство, которое отразится на сфере комплаенса. Например, когда вступил в силу закон об инсайде и манипулированию рынком, то банкам пришлось модернизировать существующую у них службу комплаенса.
- Видимо, следует вернуться к первому вопросу. От Банка России хотелось бы получить некий документ, пусть даже носящий рекомендательный характер, раскрывающий понимание понятия комплаенса, комплаенс-рисков, а также дающий перечень функциональных направлений либо задач, которые подлежат решению в рамках этого управления. Данный документ является необходимым условием для единообразного подхода кредитных организаций к реализации рассматриваемого направления деятельности и позволит избегать спекуляций на эту тему.
- Ваш прогноз на развитие сферы комплаенс в российской банковской системе. Какие направления будут развиваться в первую очередь?
- Одним из основных в ближайшие годы безусловно будет являться выполнение требования FATCA (Закон о налогообложении иностранных счетов США). Данный закон должен способствовать усилению требований к реализации KYC-процедур, а именно, может послужить основанием для установления требования по идентификации конечных выгодоприобретателей. Также в мировом банковском сообществе одной из актуальных задач комплаенса является выполнение требований UK Bribery Act и Foreign Corrupt Practices Act. Эти документы напрямую затронут деятельность российских банков, имеющих бизнес в Великобритании и США соответственно.
Денис Новиков в 1999 году с отличием окончил Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности "мировая экономика".
В 1995 - 1999 годах - эксперт управления казначейства КБ "Еврофинанс".
С декабря 1999 года по март 2012 года работал в банках Группы ВТБ:
В 1999 - 2003 годах - начальник отдела "Служба внутреннего контроля" Внешторгбанка.
С 2003 года по февраль 2012 года работал в банке ВТБ, прошел пу ть от начальника отдела до начальника управления мониторинга банковских операций.
С апреля 2012 года - начальник отдела "Служба внутреннего контроля" Россельхозбанка.

 

Возврат к списку