СМИ

НЕОБХОДИМО АДАПТИРОВАТЬ БИЗНЕС К УСЛОВИЯМ ВТО 10.12.2012

Новости Саратовской губернии (sarnovosti.ru), Саратов, 10 декабря 2012 15:49:00
НЕОБХОДИМО АДАПТИРОВАТЬ БИЗНЕС К УСЛОВИЯМ ВТО
Многие руководители производства продолжают оценивать предстоящие изменения в экономике в связи с вступлением России в ВТО. Своим видением проблемы с "Новостями Саратовской губернии" делится председатель совета директоров ОАО "Нефтемаш-САПКОН" Федор Шимчук:
- Недавний опрос российских бизнесменов о готовности к работе в новых условиях показал, что система адаптации бизнеса к ВТО отработана у 6% опрошенных, еще 11% только собираются это сделать. Подавляющее большинство - 48% - ответили "разработаем, когда нас это коснется", а 35 % ничего разрабатывать не планируют.
Напряженно складывается для нашего бизнеса и внешняя ситуация - по рейтингу Всемирного экономического форума Россия не вошла даже в первую сотню главных торгующих стран ВТО. В общих объемах поставок РФ на экспорт топливо, сырье, полуфабрикаты и материалы занимают 90%. 2/3 такого экспорта составляют нефтегазовые ресурсы. В российском ВВП доля науки занимает всего лишь 1%, что намного ниже, чем в развитых и большинстве развивающихся стран.
За последние 15 лет не более 5% промышленных предприятий России смогли модернизировать свое производство и в какой-то мере соответствовать лучшим мировым стандартам ВТО. Поэтому неудивительно, что зарубежный рынок рассматривает нашу страну только как сырьевую базу, ведь ничего существенно не изменилось. Однако мы продолжаем мечтать, как хорошо было бы попасть в пятерку лидеров мировой экономики. Вот такова реальная обстановка на сегодня. С принципом "каждый за себя" далеко не продвинешься, особенно в техническом прогрессе. Много упущено, но еще можно успеть что-то сделать, объединяя усилия и потенциальные возможности как предприятий, так и регионов.
Основой работы в ВТО является добросовестная конкуренция. Конкурентоспособность в новых условиях определяется соответствием системы менеджмента качества (СМК) международным стандартам (ИСО9001:2008 г.) на все сферы деятельности: промышленность и инновации, науку и образование, финансовые и иные услуги, сферу управления, включая госаппарат.
В странах с развитой рыночной экономикой соответствие бизнес-структур этим стандартам является заботой их владельцев. Что естественно при трехсотлетнем опыте работы в условиях капитализма. А в странах с развивающейся рыночной экономикой вопросы стандартизации и сертификации относятся к целенаправленной государственной политике (например, в Китае). К сожалению, в России эта проблема на государственном уровне так и не понята.
В подобной ситуации вступление России в ВТО может иметь необратимые последствия для ее экономической безопасности. Российским производителям и их поставщикам необходимо с гарантией убедиться, что они обладают всеми необходимыми лицензиями, во избежание негативных последствий для бизнеса. Кстати, остальные страны тоже готовятся к нашему участию в ВТО.
Новое законодательное регулирование в США о противодействии недобросовестной конкуренции уже с ноября 2011 года ужесточило ответственность за неадекватное удовлетворение требований конкурента вплоть до возмещения прямых убытков и к третьему лицу. Несоответствие требований данных законов может привести к иску против компании и, как следствие, аресту продукции, штрафу до 250 тыс. долларов и запрету на продажи товаров в США.
Российский бизнес вынуждают сосредоточиться на отечественном рынке. Однако и здесь, с приходом зарубежных фирм, более соответствующим требованиям СМК и имеющим доступ к инновационным кредитам, наши бизнес-структуры начнут вытесняться с рынка зарубежными компаниями.
"Когда экономики развивающихся стран вступают в конкурентную борьбу по жестким правилам ВТО, они оказываются в роли подростка, который прочитал несколько книг о боксе и вышел на ринг, чтобы сразиться с профессиональным бойцом. Результат таких схваток предсказуем: используя свои конкурентные преимущества и юридические инструменты, лидеры мировой экономики взламывают слаборазвитые национальные рынки, захватывают контроль над ресурсами неосторожных новичков, ликвидируя даже потенциальную угрозу своему экономическому лидерству", - пишут в связи с этим "Промышленные ведомости".
Прохождение обязательной и добровольной сертификации не мотивируется, возможность ее влияния на рыночный механизм не предусмотрена. Россия добровольно вынуждена догонять развитые рыночные экономики, используя международные стандарты, разработанные 10-15 лет тому назад. Важно, чтобы этот процесс не затянулся и не стал для российского рынка необратимым.
Считаю, что при адаптации бизнеса к работе в условиях ВТО важно обратить внимание на изучение глобальных стандартов и регламентов международной сертификации компаний и персонала, их аккредитации. При этом успех в обеспечении соответствия СМК мировым стандартам будет зависеть от наличия в стране национальной инфраструктуры, т.е. без помощи на региональном и федеральном уровнях здесь не обойтись.
Особого внимания потребует и резкое повышение производительности труда. Конкурировать с европейскими, японскими, южнокорейскими заводами отечественные заводы не смогут, поскольку производительность труда в России в 3-4 раза ниже, чем в Германии, Франции и США, не говоря о Японии и Китае.
Чтобы развиваться, предприятия должны брать кредиты, которые в 2-3 раза выше, чем в Китае и других странах. У нас же доступность к долгосрочным инвестиционным кредитам продолжает оставаться неразрешимой проблемой.
Тарифы госмонополий на энергоресурсы резко снижают конкурентоспособность. Например, отечественному заводу 1 квт электроэнергии обходится в 4-5 рублей, китайскому в 2 рубля 70 копеек. Таких примеров предостаточно и по другим видам энергоресурсов. Наши предприятия промышленности так и не дождались государственной программы по замене оборудования на более энергоэффективное. Обещанная мотивация при обновлении оборудования, как это делается во всем мире, так и не применена.
Каждое предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности по МСФО, в соответствии с требованиями стандартов глобальной финансовой отчетности (ИСО 19011). Но далеко не все сегодня могут заявить, что они уже так работают;
Федеральный закон "О техническом регулировании" предполагает вывести стандарты на общефедеральный уровень интеллектуальной собственности в виде технических и административных регламентов. Однако большинство предприятий России не готовы к применению этого закона. Централизованная советско-рыночная экономическая система, построенная из отраслей, технологий и компаний, разрушена, новый механизм не работает.
Это вопросы, требующие первоочередного решения. Уверен, что только комплексный подход и объединение усилий бизнеса в регионах и на федеральном уровне может гарантировать успех.***
http://sarnovosti.ru/money/58591-2012-12-10-11-36-27

 

Возврат к списку