СМИ

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРОЕКТЫ ГОДА 01.01.2013

Банковское обозрение, Москва, 1 января 2013 6:00:00
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРОЕКТЫ ГОДА
Автор: Б.О
В 2012 году банки пытались приноровиться к "Базелю", справлялись с болезнями роста, избавлялись от бумаги, желали поближе познакомиться с клиентом и стать для него более удобными, при этом, разумеется, считая деньги
В целом 2012 год был довольно насыщенным с точки зрения событий в банковских IT. Другое дело, что большая их часть сгенерирована Сбербанком - а как могло быть иначе, если его IT-бюджет превышает бюджеты всех остальных вместе взятых. Деньги, как известно, делают чудеса, поэтому игнорировать проекты Сбербанка нельзя - на них вполне можно ориентироваться банкам, а особенно - банковским группам в условиях роста. Впрочем, и другие банковские группы не отстают, при этом двигаясь своим путем - проекты групп "Лайф" и ВТБ также весьма интересны, как и, традиционно, Альфа-Банка. С другой стороны, малые банки, которые не обременены столь крупным "скелетом", а значит, могут внедрять инновации гораздо быстрее, иногда заставляют "динозавров" завидовать.
Само собой, понятия "лучший проект" или даже "интересный проект" весьма спорны. Масштаб, хоть и предъявляет специфические требования к правильности методологии и процессов, а также устойчивости инфраструктуры, не всегда основной фактор - тиражирование бывает рутинным процессом. Инновационность, казалось бы, важнее - но, опять же, инновации ради инноваций не показательны - разве что на ошибках поучиться. Однако вряд ли кто-либо поспорит, что проект, принесший существенную пользу бизнесу, определенно интересен.
С этой точки зрения каждый проект имеет бизнес-цель, которая трансформируется в IT-цель - построение инструмента: для определения направлений развития, создания продуктов и услуг, обеспечения лучшего сервиса или же просто сокращения затрат. В банковской сфере, впрочем, превалирует другой тип проектов - для создания регуляторной отчетности, в которых редко можно ожидать оригинальных решений. Но при этом "регулятивные" мотивы часто оказывают влияние и на бизнес - так, например, множество проектов по приведение систем в соответствие с "Законом о персональных данных", хочется надеяться, сделали банковские системы хоть сколько-то более защищенными.
В 2012 году одним из катализаторов выступил "Базель", который, возможно, наконец заставит банки перейти от Excel к промышленным система управления рисками. И такие проекты уже начались - например, в Сбербанке, который внедряет интегрированную систему управления рисками SAS Risk Management for Banking, нацелившись сразу на соответствие Базелю II. Проект только стартовал, поэтому о его результатах пока говорить рано, достаточно лишь сказать, что, по условиям конкурса, совокупная стоимость системы составит более 150 млн рублей.
С другим типом аналитики - управленческой отчетностью - банки более знакомы. В 2012 году наиболее интересным в этой сфере можно назвать проект в группе "Лайф", позволяющий считать эффективность работы не только каждого из разнородных банков группы, но и каждого отделения и даже менеджера в ней (см. "Бизнес-аналитика: старые проблемы и новые модели" на стр. 112). Похожийпроект, в котором, однако, вместо выставления косвенных счетов используется подход аллокации затрат, ведется в группе ВТБ (http://clck.ru/4L0Jz). Несколько иная отчетность - по кредитным рискам - реализована в Алтайэнергобанке (http://clck.ru/4L0K9).
Внедрение систем для создания продуктов и услуг часто трудно отделить от проектов по обеспечению лучшего сервиса. Причем к этому ряду можно отнести системы очень разных классов. К примеру, внедрение АБС явно влияет как на скорость создания продуктов, так и на скорость и доступность обслуживания. К числу наиболее громких проектов 2012 года можно отнести реинкарнацию проекта внедрения индийской системы Infosys Finacle в группе "Уралсиб" (http://clck.ru/4L0Kb).
Иностранных АБС в России немного, и считается, что нужны они именно крупным банкам, поэтому "первопроходцы" всегда интересны. К сожалению, новый CIO "Уралсиба", Алексей Широких, перешедший туда из Газпромбанка как раз под этот проект, пока о результатах не рассказывает. Но его доклады об IT-архитектуре, с одной стороны, показывают, что это одна из самых актуальных для банка тем сейчас, а с другой - позволяют надеяться, что такое знание вопроса все-таки позволит на сей раз дать успешный ход проекту, который был приостановлен еще в 2008 году. А вот Бинбанк, напротив, решил отдать приоритет российской системе (http://clck.ru/4L0Kz) "ЦФТ Банк" вместо внедренной ранее индийской Banks.
Трудно нашим работать с иным менталитетом. Что характерно, оба проекта служат целям повышения устойчивости и гибкости бизнеса.
Опять же, в целях гибкости и более быстрого вывода продуктов на рынок, учитывая, что АБС становятся компонентными, все большее количество банков внедряют шину передачи данных (ESB) - это позволяет интегрировать различные системы между собой гораздо быстрее. Примером может служить проект внедрения ESB в Пробизнесбанке (см. "Процессное управление не на словах" на стр. 98).
Вообще, для 2012 года характерно более внимательное отношение к IT-архитектуре - банки понимают, что это позволяет внедрять именно те компоненты систем, которые им нужны, и, как результат, проекты становятся более точечными и не столь масштабными. В частности, такой подход иллюстрируют проекты по внедрению компонентов системы FLEXTERA компании "Диасофт" - например, "Противодействие легализации доходов" в СМП Банке (http://clck.ru/4L0L7).
Проекты по улучшению сервиса, в свою очередь, бывают тесно связаны, как это ни парадоксально, с проектами по сокращению затрат. Так, одним из самых громких проектов года стало создание Сбербанком "МегаЦОДа", который повысил устойчивость систем, одновременно консолидировав разрозненную инфраструктуру. ЦОД сертифицирован по уровню Tier III (http://clck.ru/4L0LF) и получил награду за лучший проект, в частности, поскольку обладает одним из лучших показателей энергоэффективности - 1,32. Другой интересный проект построения ЦОД, на сей раз резервного, реализует Альфа-Банк (http://clck.ru/4L0LJ). Интересен он тем, что резервный дата-центр строится за Уралом, в 2500 км от основного, что, как и в случае с ЦОДом Центробанка (http://clck.ru/4L0LR), должно обеспечить катострофоустойчивость.
Качество вместе с сокращением затрат, как утверждают клиенты, способен обеспечить и аутсорсинг. Именно в 2012, был осуществлен первый в России проект по передаче на аутсорсинг всей АБС - речь идет о совместном проекте Экспобанка и ЦФТ (http://clck.ru/4L0PR). Наиболее важным здесь представляется тот факт, что заказчик и исполнитель смогли найти модель взаимодействия, которая устраивала обоих, что, кстати, удалось и ФГ "Лайф" с ее подрядчиками - "Ай-Теко" и "Инфосистемы Джет" (см. "Процессное управление не на словах" на стр. 98).
Концепцию "знай своего клиента" (KYC), тесно связанную с "большими данными" адаптировал банк "Тинькофф Кредитные Системы", внедрив платформу для хранения и анализа сверхбольших объемов данных EMC Greenplum (http://clck.ru/4L0PT) и реализовав на ее основе анализ данных клиентов (см. "В 2013 году мы обгоним ВТБ24" на стр. 36).
До сих пор речь шла о внутренних решениях банков, но нельзя упустить из виду и системы, формирующие непосредственный опыт общения клиента с банком. В этом смысле интересен, опять же, ТКС-Банк, внедривший клиентоориентированную систему Backbase (http://clck.ru/4L0Pb), которую, к слову, готовится запустить и Сбербанк. Всерьез интерфейсами в этом году занимался и Промсвязьбанк, который запустил не только новый корпоративный веб-сайт (http://clck.ru/4L0Pd) на базе нестандартной для России платформы Fjord, но и собственное мобильное приложение.
Конечно, все проекты по созданию интерфейсов, равно как и других систем, в одной статье описать невозможно. Но подробней об очень многих интересных проектах можно причитать на сайте bosfera.ru и в приложении Best Practice.

 

Возврат к списку