СМИ

ДИАГНОСТИКА ЭТИКИ 09.04.2012

Реальный бизнес # Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону, 9 апреля 2012 6:00:00
ДИАГНОСТИКА ЭТИКИ
Автор: Константин Щербинин
Этический аудит - термин малознакомый в ростовском бизнес-сообществе, хотя о корпоративных стандартах, социальной ответственности бизнеса, этики взаимоотношений с коллегами и партнерами предприниматели говорят часто и охотно.
На очередной встрече Южно-Российского клуба менеджеры по управлению персоналом обсудили этический аспект своей профессии: рассмотрели спорные ситуации, возникающие в повседневной работе, и попытались найти их решения. Сейчас ситуация несколько изменилась - многие консультанты настаивают на том, что соблюдение этических норм позволяет сделать бизнес более эффективным, да и сами руководители компаний более активно стали интересоваться корпоративной культурой, а также вкладом, который они могут внести в развитие общества. По сути, ситуация вполне соотносится с известной всем пирамидой Маслоу: первичные потребности лидеров рынка уже удовлетворены, возникают проблемы более высокого уровня. Ирина Швец, генеральный директор группы компаний "АВАНТА Консалтинг":
- Тема этики, социальной ответственности и корпоративной культуры постоянно встает в нашей профессии. Мы подписываем этические кодексы и стараемся действовать в соответствии с законодательными нормами. Оценка этических норм в компании и удовлетворенности сотрудников проводится с целью поиска возможностей развития бизнеса. Для того чтобы поведение организации было этичным, ее менеджеры должны придерживаться принципов равенства, честности и непредвзятости, соблюдать права сотрудников. Кок неэтичные оцениваются решения, позволяющие человеку или всей организации получать выгоды за счет общества. В рекрутменте бывают случаи, когда уже изначально твой начальник или заказчик в требования подбора закладывает понятия, являющиеся неэтичными, например, связанные с национальной принадлежностью, семейным положением и т.д. Задумываться над этической стороной бизнеса предпринимателей подталкивает не только внутреннее желание и мода, но и необходимость.
Сейчас на территории России открыты представительства многих транснациональных компаний. Многие из них не одно десятилетие завоевывали и укрепляли свою репутацию, и, конечно, рисковать ей ради сиюминутной выгоды никто не намерен. Поэтому к российским предпринимателям, желающим иметь с ними партнерские отношения, тоже предъявляются довольно жесткие этические требования. Это, с одной стороны, позволяет оставаться в рамках правового поля, а с другой - снижает вероятность возникновения случаев корпоративного мошенничества.
В повседневной работе менеджеров и рекрутеров довольно много случаев, когда задание, данное клиентом или руководителем компании, либо прямо не соответствует этическим нормам и противоречит Трудовому кодексу, либо вызывает сомнения. Одна из сомнительных ситуаций, например, проверка сотрудников на полиграфе. Участники круглого стола попытались решить этот кейс, разбившись на несколько групп. Одна искала положительные стороны такой практики, другая - отрицательные, а третья занимала некую среднюю позицию. Сопоставив все плюсы и минусы, менеджеры пришли к выводу, что, хотя детектор лжи на сегодняшний день и является одним из эффективных способов получения достоверной информации, его использование может разрушить здоровую атмосферу в коллективе. Связано это с тем, что решения об использовании полиграфа зачастую принимаются ситуативно. В результате возникает масса вопросов: почему проверку проходят одни сотрудники, а не другие; как расценивать отказ от прохождения процедуры, является ли это подтверждением вины работника... Разумный вариант выхода в этой ситуации - прописать возможность использование полиграфа в трудовом договоре. Таким образом, у соискателей с самого начала есть выбор - работать в этой компании или нет.
Александра Крылова, менеджер по развитию персонала компании "Гендальф":
- Судя по обсуждению, применение полиграфа все-таки неэтично. Это может быть выгодно компании, поскольку снижает убытки, предотвращает случаи воровства и мошенничества, которые в нашей стране весьма распространены. Но руководитель при этом должен понимать, что он рискует доверием своих подчиненных.
Помимо трудового договора, в котором прописываются все спорные моменты, в некоторых компаниях имеются также корпоративные стандарты и этический кодекс. Впрочем, само по себе наличие этического кодекса еще не гарантирует его исполнения. Многие фирмы создают такой документ, следуя моде, или полагая, что его наличие способствует положительному имиджу компании. На деле же декларируемые этические принципы постоянно нарушаются. Противостоять этому довольно сложно, поскольку законодательная база еще недостаточно развита, однако наличие подписанных бумаг все же дает возможность в конфликтной ситуации обратиться в контролирующие органы и добиться справедливости.
Иван Сычев, руководитель юридического отдела ГК "АВАНТА Консалтинг":
- В нашем государстве вопросы этики бизнеса лишь недавно начали обсуждаться законодателями. Некоторые из них принимают конкретные формы в виде законов или посланий президента. Определенным достижением стало принятие закона "О противодействии коррупции", где прописываются такие понятия как "антикоррупционная политика", "взятка", "коммерческий подкуп" и другие. До этого момента даже не было четкого юридического определения самой коррупции. По мнению Ирины Швец, один из способов решения этических проблем без привлечения сторонних миротворцев и представителей контролирующих органов - это создание этического комитета внутри компании. Он должен состоять из нескольких специалистов, наделенных достаточными полномочиями для вынесения независимого решения в той или иной ситуации, затрагивающей вопросы этики поведения сотрудников. Ирина Швец:
- Я считаю, что этический комитет должен быть в любой организации, где работает больше трех человек. Он избирается всеми сотрудниками на общем собрании и решает все спорные вопросы, касающиеся этики. В нашей компании такой комитет существует с 1995 года. Бывают случаи, когда в правилах внутреннего распорядка и корпоративном кодексе не прописаны отдельные спорные ситуации, тогда вердикт выносится именно этическим комитетом. В противном случае сотрудникам просто некуда будет обратиться! Пока такой орган как этический комитет не особо распространен в ростовских компаниях. Чтобы он возник на предприятии, в этом должно быть заинтересовано руководство, считает г-жа Швец. Если глава компании не ставит перед собой такую задачу, как соблюдении этики, вряд ли эти нормы будут соблюдаться и в коллективе. Как говорится, "рыба гниет с головы".
*** фото:

 

Возврат к списку